logo search
Курс лекций по основам

Обработка урожайных данных, полученных в опыте дробным методом

Вариант

Повторность (n)

Урожайность, ц/га (Х)

Отклонение от средней по варианту

Квадраты отклонений

Ошибка средней арифметической

Относительная ошибка средней арифметической

Разность

урожаев

Ошибка разности

Критерий существенности разности

1-й

контроль

I

13,1

-0,9

0,81

-

-

-

-

II

14,6

+0,6

0,36

III

16,0

+2,0

4,00

IV

12,3

-1,7

2,89

2-й

I

16,2

+0,2

0,04

II

15,9

-0,1

0,01

III

15,7

-0,3

0,09

IV

16,2

+0,2

0,04

3-й

I

17,3

-0,5

0,25

II

18,2

+0,4

0,16

III

17,7

-0,1

0,01

IV

17,8

0,0

0,00

4-й

I

12,4

-2,5

6,25

II

15,3

+0,4

0,16

III

15,7

+0,8

0,64

IV

16,2

+1,3

1,69

Эта формула применяется для расчёта при условии, что , и в случае, когда ошибки средних арифметических вычислены при большом числе наблюдений (n >20);

7. Устанавливают существенность разности. Существенность различий между и оценивают по отношению их разности () к её ошибке Sd. Это отношение и называется критерием существенности разности или критерием Стьютента ( tфакт ).

По экспериментальным данным вычисляем фактическое значение критерия ( ):

=

Величина критерия t – показывает, во сколько раз разность (d) больше ошибки разности (Sd)

Значение tтеор.- находят в приложении рабочей тетради при 5% или 1% уровне значимости и числе степеней свободы υ = n1 + n2 – 2

В нашем примере при Р = 5% и υ = 4 + 4 – 2 = 6 tтеор = 2,4

Разность считается существенной, если tфакт ≥ tтеор.

При tфакт ≤ tтеор. разность между средними не выходит за пределы случайных колебаний т.е. считается несущественной.

Так в нашем примере разница между вариантом с осенней плоскорезной обработкой на 20-22 см и вариантом с осенней вспашкой на 20-22 см в 2,0 ц/га будет существенной, т.к. . Разница между вариантом с осенней плоскорезной обработкой на 10-12 см и контролем также существенна (=4,6 >=2,4). Четвёртый вариант (без осенней обработки) не дал существенной прибавки урожая по сравнению с контролем.

При достаточно большом числе наблюдений (>20-30) разность обычно считается существенной при уровне значимости 5%, если ≥ 2, а при уровне значимости 1% при ≥ 3. Если <2, то разность между средними считается несущественной.

Несмотря на свою простоту, дробный метод имеет некоторые недостатки:

- для оценки существенности разности используется отвлечённые показатели ( и ),

- для каждого варианта в отдельности рассчитываются ошибка выборочной средней и ошибка разности, что увеличивает расчёты.

ЛЕКЦИЯ № 7

ТЕМА: ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО СУЩНОСТЬ

Дисперсионный анализ считается наиболее совершенным методом. Он более других методов подходит для обработки данных полевых опытов, широко применяется в географической сети опытов по агротехнике с.- х. культур, , с удобрениями и в сортоиспытании.

Этот анализ по сравнению с дробным и другими методами даёт возможность установить влияние всего комплекса факторов (изучаемых приёмов, плодородия почвы, случайных ошибок) и степень влияния каждого фактора в отдельности на изменчивость изучаемого признака (урожая в полевом опыте).

Сущность дисперсионного анализа заключается в разложении общей вариации (общей суммы квадратов отклонений) и общего числа степени свободы на отдельные компоненты или структурные элементы эксперимента с целью оценки существенности действия (взаимодействия) изучаемых факторов по F-критерию. Фактическое значение этого критерия получают из отношения дисперсий изучаемого и неизучаемого факторов (). Стандартные значения критерия берут в соответствии с принятым уровнем значимости и числом степеней свободы для дисперсий числителя и знаменателя.

Изменчивость изучаемого признака, обусловленную действием всех факторов, называют общим варьированием (или общей дисперсией) поделяночных урожаев. Общее варьирование выражается суммой квадратов отклонений поделяночных урожаев Х от среднего урожая опыта о, т.е. . В зависимости от характера и методики опыта общее варьирование расчленяется на две-три или большее число составных частей:

- варьирование между вариантами , обусловленное действием изучаемых факторов (особенностями вариантов);

- варьирование между повторениями , вызванное различием в плодородии почвы по повторениям;

- случайное (остаточное) варьирование , являющееся следствием действия случайных ошибок в опыте, не контролируемых исследователем.

При дисперсионном анализе одновременно обрабатывают данные нескольких вариантов (5-10

Общее варьирование опытных данных обусловлено влиянием изучаемых факторов (особенностями вариантов), различием в плодородии почвы отдельных повторений и действием случайных ошибок в опыте:

Из общего варьирования можно вычленить варьирование, обусловленное влиянием изучаемых факторов , различием в плодородии почвы и выявить случайное варьирование , характеризующее ошибки опыта, от которых зависит его точность:

При дисперсионном анализе можно использовать несколько методов (моделей) расчёта сумм квадратов отклонений для разных видов варьирования: от средней по опыту о; от произвольного начала (А); по фактическим данным (от фактического нуля, А=О).

1-я модель

2-я модель

3-я модель,

(Х-о) о =

Корректирующий фактор

(С) не используется

о – средняя урожайность

по опыту

- сумма урожаев

N – количество делянок

(х – А) за произвольное начало А берут целое число, близкое к среднему урожаю по опыту

Применяется корректирую-

щий фактор (С), для исклю-

чения ошибки в опыте

С =

За произвольное начало А

берут фактические данные

А=О (Х-А)= (Х-О) = Х

Вводится корректирующий фактор (С)

С =