Обработка урожайных данных, полученных в опыте дробным методом
Вариант | Повторность (n) | Урожайность, ц/га (Х) | Отклонение от средней по варианту | Квадраты отклонений | Ошибка средней арифметической | Относительная ошибка средней арифметической | Разность урожаев | Ошибка разности | Критерий существенности разности | |
1-й контроль | I | 13,1 | -0,9 | 0,81 | - | - | - | - | ||
II | 14,6 | +0,6 | 0,36 | |||||||
III | 16,0 | +2,0 | 4,00 | |||||||
IV | 12,3 | -1,7 | 2,89 | |||||||
2-й | I | 16,2 | +0,2 | 0,04 | ||||||
II | 15,9 | -0,1 | 0,01 | |||||||
III | 15,7 | -0,3 | 0,09 | |||||||
IV | 16,2 | +0,2 | 0,04 | |||||||
3-й | I | 17,3 | -0,5 | 0,25 | ||||||
II | 18,2 | +0,4 | 0,16 | |||||||
III | 17,7 | -0,1 | 0,01 | |||||||
IV | 17,8 | 0,0 | 0,00 | |||||||
4-й | I | 12,4 | -2,5 | 6,25 | ||||||
II | 15,3 | +0,4 | 0,16 | |||||||
III | 15,7 | +0,8 | 0,64 | |||||||
IV | 16,2 | +1,3 | 1,69 | |||||||
Эта формула применяется для расчёта при условии, что , и в случае, когда ошибки средних арифметических вычислены при большом числе наблюдений (n >20);
7. Устанавливают существенность разности. Существенность различий между и оценивают по отношению их разности () к её ошибке Sd. Это отношение и называется критерием существенности разности или критерием Стьютента ( tфакт ).
По экспериментальным данным вычисляем фактическое значение критерия ( ):
=
Величина критерия t – показывает, во сколько раз разность (d) больше ошибки разности (Sd)
Значение tтеор.- находят в приложении рабочей тетради при 5% или 1% уровне значимости и числе степеней свободы υ = n1 + n2 – 2
В нашем примере при Р = 5% и υ = 4 + 4 – 2 = 6 tтеор = 2,4
Разность считается существенной, если tфакт ≥ tтеор.
При tфакт ≤ tтеор. разность между средними не выходит за пределы случайных колебаний т.е. считается несущественной.
Так в нашем примере разница между вариантом с осенней плоскорезной обработкой на 20-22 см и вариантом с осенней вспашкой на 20-22 см в 2,0 ц/га будет существенной, т.к. . Разница между вариантом с осенней плоскорезной обработкой на 10-12 см и контролем также существенна (=4,6 >=2,4). Четвёртый вариант (без осенней обработки) не дал существенной прибавки урожая по сравнению с контролем.
При достаточно большом числе наблюдений (>20-30) разность обычно считается существенной при уровне значимости 5%, если ≥ 2, а при уровне значимости 1% при ≥ 3. Если <2, то разность между средними считается несущественной.
Несмотря на свою простоту, дробный метод имеет некоторые недостатки:
- для оценки существенности разности используется отвлечённые показатели ( и ),
- для каждого варианта в отдельности рассчитываются ошибка выборочной средней и ошибка разности, что увеличивает расчёты.
ЛЕКЦИЯ № 7
ТЕМА: ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО СУЩНОСТЬ
Дисперсионный анализ считается наиболее совершенным методом. Он более других методов подходит для обработки данных полевых опытов, широко применяется в географической сети опытов по агротехнике с.- х. культур, , с удобрениями и в сортоиспытании.
Этот анализ по сравнению с дробным и другими методами даёт возможность установить влияние всего комплекса факторов (изучаемых приёмов, плодородия почвы, случайных ошибок) и степень влияния каждого фактора в отдельности на изменчивость изучаемого признака (урожая в полевом опыте).
Сущность дисперсионного анализа заключается в разложении общей вариации (общей суммы квадратов отклонений) и общего числа степени свободы на отдельные компоненты или структурные элементы эксперимента с целью оценки существенности действия (взаимодействия) изучаемых факторов по F-критерию. Фактическое значение этого критерия получают из отношения дисперсий изучаемого и неизучаемого факторов (). Стандартные значения критерия берут в соответствии с принятым уровнем значимости и числом степеней свободы для дисперсий числителя и знаменателя.
Изменчивость изучаемого признака, обусловленную действием всех факторов, называют общим варьированием (или общей дисперсией) поделяночных урожаев. Общее варьирование выражается суммой квадратов отклонений поделяночных урожаев Х от среднего урожая опыта о, т.е. . В зависимости от характера и методики опыта общее варьирование расчленяется на две-три или большее число составных частей:
- варьирование между вариантами , обусловленное действием изучаемых факторов (особенностями вариантов);
- варьирование между повторениями , вызванное различием в плодородии почвы по повторениям;
- случайное (остаточное) варьирование , являющееся следствием действия случайных ошибок в опыте, не контролируемых исследователем.
При дисперсионном анализе одновременно обрабатывают данные нескольких вариантов (5-10
Общее варьирование опытных данных обусловлено влиянием изучаемых факторов (особенностями вариантов), различием в плодородии почвы отдельных повторений и действием случайных ошибок в опыте:
Из общего варьирования можно вычленить варьирование, обусловленное влиянием изучаемых факторов , различием в плодородии почвы и выявить случайное варьирование , характеризующее ошибки опыта, от которых зависит его точность:
При дисперсионном анализе можно использовать несколько методов (моделей) расчёта сумм квадратов отклонений для разных видов варьирования: от средней по опыту о; от произвольного начала (А); по фактическим данным (от фактического нуля, А=О).
1-я модель | 2-я модель | 3-я модель, |
(Х-о) о = Корректирующий фактор (С) не используется о – средняя урожайность по опыту - сумма урожаев N – количество делянок | (х – А) за произвольное начало А берут целое число, близкое к среднему урожаю по опыту Применяется корректирую- щий фактор (С), для исклю- чения ошибки в опыте С = | За произвольное начало А берут фактические данные А=О (Х-А)= (Х-О) = Х Вводится корректирующий фактор (С) С =
|
- Методы исследования в агрономической науке
- 1. Классификация полевых опытов
- 2. Требования к опыту
- 3. Виды ошибок
- 4. Условия проведения полевого опыта.
- 5. Выбор и подготовка земельного участка под опыт
- Методы размещения вариантов в опыте
- 15 Вариантов ( 3×3×5)
- Учёт урожая
- Тема: Основы статистической (математической) обработки результатов исследований План
- 1. Задачи математической обработки опытных данных
- 2. Понятие о генеральной и выборочной совокупности изучаемых объектов
- 3. Количественная и качественная изменчивость изучаемого объекта
- 4. Вариационный ряд чисел и его основные статистические характеристики
- 5. Закономерности распределения выборочных наблюдений
- 6. Доверительный интервал (или вероятность) и уровень значимости в опытном деле
- Обработка урожайных данных, полученных в опыте дробным методом
- Дисперсионный анализ с расчётом отклонений от среднего урожая по опыту о (модель I-я)
- Поделяночная урожайность пшеницы в опыте с изучением способов обработки почвы, ц/га
- Дисперсионный анализ с применением корректирующего фактора (модель 2-я)
- Поделяночная урожайность пшеницы в опыте со способами обработки почвы
- Дисперсионный анализ с использованием условной средней (а), равной нулю (модель 3-я)
- Поделяночная урожайность яровой пшеницы в опыте со способами обработки почвы
- Метод дисперсионного анализа данных многофакторного полевого опыта, поставленного методом расщеплённых (сложных) делянок
- Последовательность расчётов при корреляционном анализе
- Вычисление коэффициента корреляции между количеством осадков во II и III декадах июня (х) и урожаем (у) яровой пшеницы
- Регрессионный анализ
- Вычисление теоретических значений у