Культовые центры и религиозные обряды индейцев
Святилища Киви. у жителей скальных городов.
Тотемные фратрии у Пуэбло. Обряды при рождении – рисунки кашицей из кукурузной муки на стенах жилища. Существовали ритуальные танцы змей – акт поклонения прародителям, при которых мужчины танцуя держали в зубами змей. После танца их осыпали зернами кукурузы. Существовали танцевальные драмы «качина», исполняемые в обрядовых масках, изображавших те или иные божества. Этот обычай сохраняется до сих пор в виде изображения детских кукол «качина». Все обряды у этих индейцев проходили в святилище «киви» или на площади. Причем женщинам и детям, юношам вход был воспрещен. Залазили через верхнее отверстие, т.к. нет дверей. Внутри алтарь с тотемными животными той или иной фратрии. Например занавеска с пришитыми шкурками змей, сделанных из тканей. Жрец просовывал руку и кормил змей. Именно пуэбло – потомки жителей скальных городов первыми возводили пирамиды (напр. Куи Куилько в Мексике)
Образ тотемных предков – маунды с очертаниями птиц, животных и змей – носящий религиозные цели. Были и могильные маунды-курганы со скелетами погребенных и даже маунды крепости, как например маунд Эмшенд в Огайло. На вершинах таких храмов-мундов приносили человеческие жертвы. Считается, что эта традиция появилась с юга через контакты.
Жрецы-кастраты ольмеков. Высекали головы и алтари из базальта.
Пирамиды для жертвоприношений у тотонаков в г. Семпиолу, храм змей с лестницей в 364 ступени – по числу дней в году и 365 площадок для жертвоприношений. Главный бог у земледельцев – бог дождя, также были боги небес, солнца, кукурузы. Обслуживали пирамиды и обряды сотни жрецов с измазанными запекшейся кровью жертв (в том числе и детей) волосами. Кровь детей смешивали с соком деревьев, семян растений и давали пить причащающимся. Существовал обычай – зарывать в могилу трехгранные призмы – пальмы.
Храмы круглой форму у хаустеков, у которых существовали жрецы-маги.
Теотиуканцы – жрецы. Главный был бог дождя. В центре столицы была площадь из храмов-пирамид и жилищ жрецов.
Храм утренней звезды у тольтеков с атлантом и лежащим богом – символом восходящего солнца. В брюхе каменного бога было отверстие для жертвоприношений.
Гробница в Монте-Альбане сапотеков с маской бога Шипе-тотека. В Иоопаа-Митле существовал дворец верховного жреца, которого запрещалось видеть, так как он был евнух. Его сыну каждый день приводили девушку-девственницу. Жрецы обучались в особых семинариях.
Культовый центр миштеков – ачиутль. Там главный жрец стерег гигантский смарагд – сердце народа – символ единства миштеков.
Поклонение огню вулканов тарасков. Жрецы жгли костры во славу богов, при этом в жертву приносились пленники. Перед сожжением умерших их украшали символом куриакури (бога земли и солнца) – высокой короной и золотыми дисками. Почитались и другие боги – утренней звезды (векара), луна бог юга и севера, дождя. В честь последнего в источники бросали сердца жертв, что сгущался туман.
Ансамбль храмов у инков, носивших название кориканча (золотой двор). Главным сооружением был храм бога солнца – Инти. В нем находился диск из чистого золота, украшенный изумрудами. Когда их освещали первые лучи солнца, то это считалось и есть изображение бога Инти. Окна дворца также были усыпаны драгоценными камнями, стены изнутри были сплошь обшиты листовым железом. Потолок украшала резьба, на полу лежали ковры. Вдоль стен тянулись деревянные лари с кукурузой, выращенной инкой. Всяка посуда делалась из чистого золота.
К храму примыкало несколько часовен – в честь грома, молнии, радуги планеты Венеры. Главная из них – в честь Мама Кильи – луны, т.е. жены инки. Там же в часовнях хранились мумии жен. В них все было из серебра. Храмовый комплекс обрамляло золотое поле, где все было из золота, даже бабочки, ламы, ветви, пастухи, кукурузные початки. Самый знатный бог Кон Тики Варакоча, сотворенный Инти, золотое солнце, предок династии. Мама Кильи – богиня луны. Ильяж – бог погоды, Венера. Существовал также культ матери-земли. Простолюдины почитали горы.
Культ муисков в Колумбии у чибча. На плато площадью 15 тыс. кв. км располагались святилища. Сам золотой король муисков на озере Гуатавите отмаливал преступления своих предков.
1 Здесь под внутренними миграциями мы будем понимать миграции внутри стран и между странами.
- Глава VI Народы Америки
- Литература
- Америка сегодня
- Проблема заселения Американского континента
- Современные этнические процессы
- Аборигены
- Этнолигвистическая классификация аборигенов
- Хозяйственно-культурные типы аборигенов
- Производящие формы хозяйства
- Материальная культура а. Жилище.
- В. Одежда
- Ремесла
- Средства передвижения
- Социальная организация
- Религиозные верования
- Древниии цивилизации америки.
- Культовые центры и религиозные обряды индейцев