2.1 Основные цели реформирования
Анализ причин аграрного кри-зиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преоб-разования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства. Обязательными усло-виями выхода из кризиса являются:
восстановление управляемости агропромышленным комплексом как единым организационно-правовым объектом, повышение роли Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ как орга-низатора и координатора многих функций АПК;
рациональное сочетание крупных, средних и мелких хозяйств и предприятий различных форм собственности, а также поддержание эффективного разделения производства между этими формами хо-зяйствования;
обеспечение и поддержание ценового паритета в АПК между сельским хозяйством и промышленностью;
достаточный для поддержки аграрного сектора и использования достижений научно-технического прогресса уровень инвестиций;
развитие кооперативных форм и связей;
эволюционный характер реформирования, особенно крупных коллективных хозяйств;
гибкое сочетание рыночных принципов с государственным воздействием на их реализацию и социальную направленность;
преодоление движения к монополизму со стороны партнеров сельского хозяйства по АПК и коммерческих структур;
система мер по защите отечественного товаропроизводителя.
Одна из важнейших стратегических це-лей аграрной и экономической реформы в целом заключалась в за-мене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неиз-бежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение роли государства, сокращение масшта-бов государственной собственности, формирование системы, при ко-торой заинтересованным и ответственным субъектом экономики ста-новится непосредственный производитель. Не менее значимой стра-тегической целью аграрного реформирования, непосредственно свя-занной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.
Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расшире-ние землепользования граждан (владельцев личных подсобных хо-зяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьян-ского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользо-вания. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствова-ния--возникновение в структуре аграрного сектора наряду с кре-стьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственно-стью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Существенно расширены права сельскохозяйственных пред-приятий, которые теперь сами определяют направления, структуру и объемы производства и распоряжаются произведенной продукцией. Развивается сельское предпринимательство.
Начатая земельная реформа меняет структуру землевладения и характер земельных отношений. На смену исключительной государ-ственной монополии на землю как объект собственности приходит многообразие форм собственности и землепользования. Возникла и распространяется частная собственность на землю. Расширился доступ к земле тех, кто на ней трудится, что является необходимым условием рационального, хозяйского отношения к земле. На повестке дня--создание земельного рынка, который должен при-вести к концентрации земли в руках умелых владельцев.
Однако все эти изменения не могут рассматриваться как само-цель, а должны служить условиями роста производства, повыше-ния производительности труда и эффективности агропромышленно-го производства. Именно по этим основным позициям аграрное реформирование не достигло желаемых результатов. Напротив, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс ныне на-ходятся в состоянии затяжного системного кризиса, который рас-пространился как на экономическую, так и на социальную сферу.
В связи с тем, что снижается производство в крупных сельско-хозяйственных предприятиях, падает товарность сельскохозяйственно-го производства. Наряду с этим существенно изменяется структура реализации -- если ранее основная масса товарной продукции сель-ского хозяйства реализовалась заготовительным организациям, то ныне (в 1996 г.) преобладающая часть продукции растениеводства (более 90% картофеля, около 70% овощей, 2/3 зерна), а также при-мерно половина животноводческой продукции реализуется по сво-бодным рыночным каналам (на рынках, через собственную торго-вую сеть, предприятия общественного питания и т. д.).
При этом сельское хозяйство, сами естественные условия кото-рого ставят его в неравноправное положение с другими отраслями (сезонность производства, замедленный оборот капитала, рассредоточенность на большой территории и невозможность в силу этого са-мостоятельно противостоять отраслям-монополистам, необходимость, чтобы значительно повысить производительность труда, иметь более высокое органическое строение капитала, чем в промышленности, и т. д.), оказалось в более тяжелой ситуации, чем другие отрасли ма-териального производства. Усилился диспаритет цен: цены на по-требляемые в аграрной сфере промышленные средства производства и ресурсы в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 4,3 раза опередили совокупные цены на сельскохозяйственную продукцию. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.713. В результате доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве была намного выше, чем в других отраслях производства. Если во всех отраслях материального производства рентабельность продукции, хотя и со-кратилась, но сохранилась, то сельское хозяйство уже несколько лет подряд убыточно.
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- Завтра, завтра — не сегодня
- Агропромышленный комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- Агропромышленный комплекс
- 69. Управление агропромышленным комплексом.
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса