logo
Личные подсобные хозяйства

3. Перспективы семейного производства в сельском хозяйстве

В нынешних условиях семейная хозяйственная деятельность становится всё более разнообразной и приобретает динамичный характер.

Адаптируясь к новой внешней ситуации, семейные хозяйства вынуждены действовать более активно, изобретательно, а их роль как субъектов макроэкономического потока товаров, работ и услуг становится всё более весомой. Однако развитие роли и функций семейных хозяйств в условиях трансформируемой национальной экономики - процесс противоречивый и неоднозначный. Рост значения и масштабов одних функций сопровождается ослаблением или исчезновением других. Например, в условиях рыночного изобилия перестаёт действовать такая функция семейного производства, как обеспечение семьи дефицитными продуктами питания, предметами потребления и услугами. Но при этом поведение семейных хозяйств становится важным фактором, влияющим на макроэкономическую ситуацию. Можно выделить три основных направления, по которым оказывается такое влияние. Во-первых, это воздействие на совокупный спрос; во-вторых, это воздействие на объём предлагаемых на рынке товаров и услуг и, соответственно, на совокупное предложение, в-третьих, это влияние на уровни занятости и безработицы через воздействие на предложение труда со стороны сельского населения. Так, рост семейного производства при сохранении его натурального характера неизбежно приводит к сокращению рыночного спроса на соответствующие товары и услуги и, тем самым, оказывает негативное влияние на совокупный спрос и экономику в целом. Но в то, же время происходит рост самозанятости населения, особенно сельского, что уменьшает напряжённость на рынке труда и смягчает последствия безработицы. Если же рост семейного производства будет сопровождаться повышением товарности последнего, то это приведёт, с одной стороны, к росту доходов населения, а, следовательно, увеличению объёма потребительских расходов и совокупного спроса и, с другой стороны - увеличению совокупного предложения на рынке, что, в конечном итоге, окажет стабилизирующее воздействие на макроэкономическую ситуацию в целом.

Однозначно можно предположить, что в будущем изменения будут происходить как во внутренней структуре семейного производственного сектора, так и в его взаимоотношениях с внешним рынком и другими секторами национальной экономики. В частности, можно ожидать замедление темпов роста, и даже свёртывания производства в ЛПХ, садах и огородах населения. Дело в том, что они почти исчерпали возможности развития в рамках натурального и полунатурального производства. Ограниченность потребности семьи становится тормозом, задерживающим движение вперёд. Выход семейных хозяйств на рынок для реализации излишков продукции сопровождается, в силу неразвитости производственной и рыночной инфраструктур, а также из-за ограниченности производственных возможностей и незначительности объёмов продаж, обусловленных узкими рамками хозяйств, резким увеличением издержек производства, обращения и транзакционных издержек. Это ведёт в свою очередь, к снижению отдачи от вложенных в них средств труда.

Переориентация семейного производства на рынок требует изменения способа хозяйствования таким образом, чтобы он обеспечивал постоянное снижение совокупных издержек, приходящихся на единицу реализуемой продукции. Это возможно лишь при условии развития конкуренции, обеспечивающий свободный перелив ресурсов, в частности земли, от неэффективных хозяйств к эффективным, от нежизнеспособных хозяйственных структур к перспективным и осуществляющей, таким образом, своего рода «естественный отбор» среди семейных хозяйств.

Выдержат это испытание лишь те хозяйства, которые сумеют перерасти в семейные фермы, т.е. в сельскохозяйственные предприятия рыночного типа.

Большинство же семейных хозяйств, особенно в городах, по всей видимости, сохранят статус второстепенного подсобного производства, выполняющего преимущественно социальные, а не экономические, функции. Следовательно, в долгосрочной перспективе наиболее вероятна тенденция разделения семейных хозяйств, с одной стороны, на высокотоварные, с другой - на натуральные и полунатуральные. Первые, составляющие сравнительно незначительную часть семейных хозяйств, будут производить преобладающую долю реализуемых на рынке мяса, молока, картофеля и т.д. Такие хозяйства, естественно, коренным образом будут отличаться от нынешних ЛПХ и передут в разряд фирм. Большинство же семейных хозяйств сохранят, в силу устойчивости, традиционно сложившегося хозяйственного уклада и образа жизни на селе, а также консерватизма сельских жителей, натуральное по своему характеру личное подворье, которое будет давать незначительную долю валовой сельскохозяйственной продукции.

Перспективы семейного сектора в республике во многом, будут определяться факторами институционального характера. В пореформенный период был принят целый комплекс федеральных и республиканских законодательных актов, которые создают значительную правовую базу для постепенного формирования рыночного механизма регулирования семейной производительной деятельности и трансформирования экономического поведения семейных хозяйств. Так, изменения, внесённые в земельное законодательство, предоставили гражданам реальную возможность получать в частную собственность, продавать и покупать земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства.

В РБ почти 70% семей имеют земельные участки. Удельный вес сельскохозяйственных земель, находящихся в личном пользовании граждан, составляет 3,2% от общей площади сельхозугодий республики. Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что за последние годы число семей, имеющих личное подсобное хозяйство, сады и огороды, а также площади земли, отводимой под вышеназванные виды хозяйств, находятся примерно на одном уровне, т.е. тенденция к росту перестала быть доминирующей.

Таблица 4 - Земли хозяйств населения, коллективных садов и огородов (на конец года)

Годы

Наимен.

показателей

1990

1995

1998

2001

2002

2004

2005

Личные подсобные хозяйства

Число семей, тыс. ед.

582

509

527

550

550

567

584

Площадь, тыс. га.

128,9

154,2

141,8

155,2

155,2

171,3

175,5

В ср. на одну семью, соток

22

30

27

28

28

30

30

Коллективные и индивидуальные сады

Число семей, тыс. ед.

334

537

532

524

517

507

517

Площадь, тыс. га.

17,1

34,5

34,1

34,0

33,5

33,2

35,6

В ср. на одну семью, соток

5

6

6

6

6

7

7

Коллективные и индивидуальные огороды

Число семей, тыс. ед.

96

104

80

64

61

56

46

Площадь, тыс. га.

7,8

9,5

9,3

7,7

7,8

7,8

7,0

В ср. на одну семью, соток

8

9

12

12

13

14

15

Следовательно, можно полагать, что семьи, по-видимому, достигли пределов самообеспечения собственной продукцией или исчерпали те возможности, которые предопределены экстенсивным характером семейного производства. Выход на качественно новый уровень роста возможен лишь при интенсификации использования трудовых и земельных ресурсов, что предполагает расширение земельных участков, увеличение масштабов производства и объёма продаж сельскохозяйственной продукции, широкое использование техники и других средств, повышающих производительность труда и снижающих трудоёмкость семейного производства.

В пореформенный период были сняты ограничения на размеры земельных участков, предназначенных для ведения подсобного хозяйства. Также была узаконена возможность передачи в ЛПХ, на договорной основе, включая аренду с правом последующего выкупа, нерентабельных животноводческих ферм с поголовьем скота, пустующих сельскохозяйственных объектов и неиспользуемой сельскохозяйственной техники. Однако ожидания, что это вызовет быстрые изменения во внутренней структуре семейного производства на селе в направлении развития предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, в полной мере не оправдались.

Необходимо создание институциональной и социоэкономической среды, благоприятной ля предпринимательства и семейной хозяйственной деятельности, для оптимального взаимодействия крупных предприятий и небольших хозяйств, для инноваций и инвестиций. Для этого государство должно осуществлять адекватную реалиям российского села эффективную аграрную политику, комплексно решая задачу развития самоуправления, т.е. превращения человеческого фактора, частных интересов, инициативу «низов» в главную движущую силу позитивных преобразований на селе.

В РБ предпринимаются попытки вовлечения индивидуальных производителей в арендные отношения, семейный подряд и договора контракции. Однако масштабы и результативность предпринимаемых мер недостаточны для того, чтобы кардинально изменить социально экономическое положение на селе. В республике крайне слабо используются потенциальные возможности для интеграции индивидуального сектора сельской экономики в рынок, заключённые в различных видах кооперации: потребительской, кредитной, производственной. Не получили широкого развития альтернативные направления индивидуально - семейной хозяйственной деятельности на селе, способствующие осуществлению её диверсификации и стабильному росту доходов селян на основе более полного и оптимального использования местного потенциала природных и трудовых ресурсов. В этой связи особо следует оказать на актуальность вознаграждения народных промыслов и местного кустарно - ремесленного производства, государственной поддержки малого предпринимательства, в частности, в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, оказания услуг населению.

Создание полноценной нормативно - законодательной базы местного самоуправления и кооперации на селе и целенаправленная организационная работа по формированию соответствующих институтов и структур - один из важнейших аспектов деятельности государства в сфере сельского развития на современном этапе.

Первоочерёдными мерами в этом направлении являются:

1) разработка и реализация республиканской программы развития и поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, которая должна стать своего рода катализатором возрождения и развития всех других видов кооперации и формирования системы кооперативной аграрной экономики;

2) реорганизация сельского самоуправления и системы государственного управления сельским хозяйством на всех уровнях с целью преодоления доминирующих здесь административно - директивной деятельности, бюрократических методов и принципов, усиления функциональной деятельности, например, в сфере оказания кооперативам, хозяйствам и предпринимателями информационно - посреднических, маркетинговых и других услуг;

3) уменьшение административных барьеров и содействие развитию крестьянских хозяйств, агробизнеса путём ограничения полномочий контрольных органов по вмешательству в текущую хозяйственную деятельность; упрощение процедуры создания и ликвидации хозяйств, финансовой и налоговой отчётности; облегчения доступа к земле, производственным помещениям, технике; обеспечение гарантии арендаторам;

4) поддержание и развитие инфраструктуры сельской экономии - энерго - и газоснабжения, транспортных и информационных сетей, социальной сферы;

5) создание многоуровневой и сквозной системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов - аграрников универсального типа по схеме «школа - профессиональный лицей - сельскохозяйственный техникум (колледж) - аграрный университет».