logo
Лесоводство и государственная политика

1."Земля" или "лес" -- что является объектом труда и государственной политики?

лесной хозяйство политика национальный

Политика -- это, в первую очередь, общее направление действий по достижению определенной цели. Для ее реализации необходимо определить сам объект политических интересов, его состояние и ближайшую цель. В нашем случае это земля, земельные участки лесохозяйственного назначения как природный ресурс.

Земельным кодексом Украины (далее -- ЗК) (ст. 19) установлена учетная категория "земли лесохозяйственного назначения" (далее -- ЗЛХН) по аналогии с учетной категорией "земли сельскохозяйственного назначения" (далее -- ЗСХН). И это вполне оправданно, поскольку "лесоводство в Украине является отраслью растениеводства, а не отраслью использования лесных ресурсов, отраслью аграрного производства". Для осуществления лесоводства объектами труда и экономических отношений между собственником природных ресурсов и землепользователями являются земельные участки. Кажется, все понятно и достаточно просто -- использование ЗСХН и ЗЛХН априори должно проводиться на принципиально общих экономических началах, одним из которых является "невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами ... своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей". Это же касается того, что "...использование земли в Украине является платным" (ЗК, ст. 5 и 206). Впрочем, сходство между ЗСХН и ЗЛХН остается только по названиям, не находя отражения в составе Государственного земельного кадастра Украины (далее -- ГЗК). Так, по ГЗК на 1 января 2011 г., по Украине "леса и другие лесопокрытые площади" (далее -- ЛДЛПП) составили 10,6 млн. га, или 18,3% площади ее суши. Показателя "лесистость" ГЗК не содержит. Нет его и в Стандартной статистической классификации землепользования Европейской Экономической Комиссии ООН.

Несходство между ЗСХН и ЗЛХН заложено в Земельном кодексе Украины. Если в качестве ЗСХН определяются те земли, которые "предоставлены для производства сельскохозяйственной продукции и размещения соответствующих объектов инфраструктуры" (ст. 22), то к ЗЛХН относятся земли "для нужд лесного хозяйства" (ст. 55). Легко заметить существенное отличие: первые из них подвластны полномочиям органов государственной власти и органов местного самоуправления, а вторые подвластны государству. Если полномочия на осуществление права собственности или постоянного пользования на ЗСХН предоставлены органам государственной власти и органам местного самоуправления (далее -- органы местной власти) по Конституции Украины (ст. 13), то применительно к ЗЛХН сохранено определение из постановления СНК от 5 апреля 1918 г. ("Все леса не составляют собственность ни сел, ни уездов, ни губерний, ни областей, представляют собой общегосударственный фонд и ни в коем случае не могут подлежать какому бы то ни было разделу и распределению ни между гражданами, ни между хозяйствами"), подписанного еще В. Ульяновым (Лениным). Еще и до сих пор в публичных выступлениях ученых и должностных лиц широко употребляется термин "земли лесного фонда" вместо "земли лесохозяйственного назначения". Между тем И. Синякевич рассматривает в качестве объекта экономических отношений леса, что является откровенно ошибочным. Ученые должны были бы вести речь об использовании земли для осуществления лесоводства, сопоставляя его показатели с соответствующими достижениями соседних стран, с оценками состояния этой отрасли и прогнозированием ее развития, как ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины" исследует экономическую информацию в рамках экономики государства.