logo
Земельные отношения и землеустройство в России

4. Какие недостатки возникли в организации проведения современной земельной реформы

Действующее земельное законодательство, призванное способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет. Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно разработать концепцию совершенствования земельного законодательства.

Помимо проблемы эффективного законодательного обеспечения, практическая реализация земельно-правовых норм не обеспечена информационно - налицо отсутствие полноты сведений о земельных участках и земельном фонде.

В настоящее время законодательные усилия должны быть сосредоточены на разработке пакета проектов федеральных законов, реализующих положения принятого в первом чтении проекта федерального закона № 47538-6, принятие которого повлечет возникновение большого числа коллизий, на время устранения которых практически невозможно осуществлять предоставление и использование земельных участков, участков лесного фонда, водных объектов и участков недр. К тому же возникает проблема соотношения титулов, предлагаемых проектируемой главой 19.2 Гражданского кодекса с действующим земельным законодательством. В этой связи необходимо обратить внимание и на введение возможности установления публичных сервитутов для строительства, реконструкции коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры.

Весьма актуальной остается проблема уменьшения объема подзаконных нормативных актов вследствие внесения их норм в тексты федеральных законов с целью повышения эффективности практического применения земельно-правовых норм.

Остаются актуальными вопросы оптимизации условий предоставления земельных участков в собственность или в аренду, в том числе совершенствования механизма торгов, создания эффективной системы управления земельными ресурсами, завершения процесса оформления прав на земельные участки, повышения эффективности надзора (контроля) за использованием и охраной земель, совершенствования нормативной правовой базы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель, завершения разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и другой градостроительной документации в соответствии с требованиями новейшего законодательства, существенного улучшения информационного обеспечения органов власти и заинтересованных лиц, в том числе посредством осуществления инвентаризации земель, консолидации земель у эффективно хозяйствующих субъектов и в фондах перераспределения, в том числе через решение проблемы изъятия неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве земельных участков или земельных участков, используемых не по целевому назначению, системного формирования нормативной правовой базы в области охраны земель и стимулирования рационального использования земельных участков.

землеустройство аграрный социалистический реформа