logo
Земельные отношения и землеустройство в России

2. Какие основные задачи землеустройства в Сибири решались в период действия социалистической плановой экономики

В 1921--1927 гг. в процессе восстановления народного хозяйства главное внимание уделялось развитию единоличных крестьянских хозяйств. Считалось, что они позволят решить продовольственную проблему и улучшить экономическую ситуацию в стране; в значительной мере это удалось сделать. Землеустройство в этот период ориентировалось на ликвидацию чересполосицы, дальноземелья и длинноземелья; ликвидация узкополосицы, многополосицы и мелкополосицы с разверстыванием земель на поля севооборотов (29,6 млн. га). Несмотря на некоторое сокращение числа коллективных хозяйств, продолжались работы и в общественном секторе сельского хозяйства.

С начала 1923 г. землеустроительные работы стали производиться в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятым ВЦИК 30 октября 1922 г., и Законом о трудовом землепользовании от 22 мая 1922 г.; главное внимание при этом уделялось рациональному устройству территории.

Содержание землеустройства сельскохозяйственных предприятий в это время сводилось к отводу земель, отграничению основных видов сельскохозяйственных угодий, размещению дорожной сети.

С 1928 г. единоличное крестьянское хозяйство в стране планомерно ликвидируется в результате политики сплошной коллективизации. Характер землеустройства в это время определялся директивами XV съезда ВКП(б), в которых указывалось на необходимость форсировать работу по землеустройству, являющемуся предпосылкой внедрения коллективных форм хозяйствования.

В это время вопросы организации территории регулировались «Общими началами землепользования и землевладения», утвержденными ВЦИК СССР 15 декабря 1928 г. В «Инструкции по производству землеустроительных работ» (1928 г.) названы две формы землеустройства: межселенное и внутриселенное. Последнее, в свою очередь, разделялось на четыре группы -- землеустройство коллективных хозяйств, групповое, внутрихозяйственное и землеустройство обособленных хозяйств. Термин «внутрихозяйственное землеустройство» с конца 20-х годов начинает повсеместно входить в производственную, научную и учебную литературу.

В период сплошной коллективизации в связи с нехваткой специалистов-землеустроителей и необходимостью оперативного проведения работ по образованию землепользовании и организации территории вновь создаваемых коллективных хозяйств землеустройство проводилось упрощенными методами и носило характер землеуказаний. При этом новых съемок и обследований территории не проводилось, а использовался планово-картографический материал прежних лет. Внутрихозяйственное землеустройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений, отграничении сельскохозяйственных угодий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно носило упрощенный характер и решало лишь простейшие задачи организации и размещения производства. Связано это было и с нестабильностью тогдашнего колхозного и совхозного землепользования, отсутствием опыта организации крупных сельскохозяйственных предприятии и их территории. Не было еще и надлежащей теории землеустроительного проектирования.

В результате коллективизации характер землепользования в стране существенным образом изменился. Новые крупные хозяйства могли успешно развиваться только при наличии прочной земельной базы; в решении этого вопроса важную роль сыграло постановление ВЦИК и СНК СССР с сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».

К 1937 г. коллективизация была практически завершена, острота продовольственной проблемы в стране не уменьшалась.

Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещаться в сторону территориальной организации производства в колхозах и совхозах. С 1933 г. в них были начаты работы по освоению севооборотов, размещению их полей и бригадных участков; они продолжались я в последующий период.

В послевоенный период значительно выросла техническая оснащенность сельского хозяйства. Только ч 1950 г. тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного машиностроения дали сельскому хозяйству тракторов в 4 раза больше, комбайнов -- в 3,8, тракторных плугов -- в 4, сеялок почти в 6 раз больше, чем в 1940 г. Одним из направлений аграрной политики государства в этот период было укрупнение хозяйств с целью создания усло-ий для повышения производительности сельскохозяйственной техники и концентрации производства. С 1950 по 1954 г. основным видом землеустроительных работ было объединение землепользовании мелких сельскохозяйственных артелей в более крупные и организация их территории. Число колхозов уменьшилось с 236,9 тыс. в 1940 г. до 123,7 тыс. Эти преобразования требовали проведения все более сложных и разнообразных землеустроительных работ. Начали разрабатываться вопросы организации территории кормовых и специальных севооборотов, пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений. К середине 50-х годов окончательно сформировалось представление о внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственных предприятий, которое не потеряло своего значения и в наши дни.

Новая аграрная политика, основные положения которой были утверждены на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС, главный акцент делала на интенсификации сельского хозяйства, включая мелиорацию земель, химизацию и материально-техническое переоснащение отрасли.

В связи с широким распространением эрозии почв и необходимостью борьбы с ней 20 марта 1967 г. было принято постановление правительства «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии». В соответствии с ним внутрихозяйственное землеустройство в районах проявления эрозии почв должно было в первую очередь ориентироваться на противоэрозионную организацию территории, и осуществление комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических почвозащитных мероприятий.

В России землеустройство в это время осуществлялось на основе постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах». Министерством сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. быта утверждены Основные положения землеустройства, которые определяли задачи, содержание и общий порядок проведения землеустроительных работ. Общее руководство ими возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, непосредственное -- на Главное управление землепользования и землеустройства этого министерства через управления (главные управления) землепользования и землеустройства министерств сельского хозяйства союзных республик, научно-методическое обеспечение -- на Государственный НИИ земельных ресурсов, организованный в 1968 г. В России и других союзных и автономных республиках, краях и областях организация землеустройства осуществлялась управлениями (отделами) землепользования и землеустройства, а проводилось оно проектными институтами по землеустройству (Гипроземами). Гипроземы, их филиалы и экспедиции выполняли все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и трансформации угодий, внутрихозяйственное землеустройство колхозов совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также необходимые для этих целей изыскательские, обследовательские, съемочные и иные действия.

В конце 60-х годов была проведена кодификация союзного и республиканского законодательств о земле. В декабре 1968 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с ними принят Земельный кодекс Российской Федерации. Это способствовало наведению порядка в организации использования земель, подняло на новый уровень и законодательно закрепило статус землеустройства и его органов.

Проектные институты по землеустройству на основе указаний, принятых в 1972 и 1977 гг., стали составлять схемы землеустройства областей (краев, АССР) и административных районов. Эти схемы служили предплановой основой для установления перспектив развития народного хозяйства в увязке с организацией рационального использования земли и предпроектной -- для землеустройства.

Усиливается значение землеустройства в Российской Федерации. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 апреля 1975 г. «Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству» на базе республиканского проектного института по землеустройству Росгипрозем было организовано Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов -- Росземпроект с зональными проектными институтами, их филиалами и изыскательскими экспедициями в его составе. На объединение и его подразделения были возложены следующие задачи:

- участие в разработке схем размещения сельскохозяйственного производства;

- составление долгосрочных прогнозов использования земельных ресурсов на основе перспектив развития и размещения сельскохозяйственного производства;

- проведение инвентаризации земель с определением их качественного состояния и возможности вовлечения новых земель в сельскохозяйственное использование;

- проведение земельно-оценочных работ, связанных с введением государственного земельного кадастра;

- разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, улучшению сельскохозяйственных угодий, созданию культурных пастбищ, освоению новых земель;

- проведение в районах Крайнего Севера геоботанических и других обследований и разработка на их основе проектов распределения между землепользователями оленьих пастбищ и охотничьих угодий с внутрихозяйственной организацией территории;

- проведение топографических съемок, почвенных, геоботанческих и других обследований, необходимых для разработки проектно-сметной документации по землеустройству, ведения государственного учета земельного фонда и др.

Увеличение объемов и разнообразия землеустроительных работ привело к значительному росту затрат государства на проектные и изыскательские работы по землеустройству.

В связи с необходимостью более эффективного использования земли, ее охраны, формирования районных агропромышленных комплексов значительно возросла роль схем землеустройства районов, а также проектов внутрихозяйственною землеустройства, создающих территориальную основу для рациональной организации и размещения агропромышленного производства.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства с начала 70-х годов стали приобретать все более комплексный характер. В них на научной основе решались не только задачи организации территории, но и вопросы, связанные с организацией системы ведения хозяйства, проектированием комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных мероприятии.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства были основой для последующей подготовки рабочих проектов на конкретные участки, на которых предполагалось проведение тех или иных мероприятий -- рекультивации земель, повышения плодородия почв, мелиорации солонцов, культур технических мероприятий, коренного улучшения угодий, сельскохозяйственного освоения земель, строительства инженерных сооружений (дорог, противоэрозионных, гидротехнических и противоселевых устройств, прудов, лиманов, водоемов и др.), закладки садов, виноградников, террасирования склонов и так далее. Эти проекты позволяли колхозам, совхозам, другим землепользователям хозяйственным способом или с помощью подрядных организаций поэтапно осуществить предложения, предусмотренные в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.

В связи с необходимостью роста культуры земледелия и эффективности сельскохозяйственного производства республиканские Гипроземы провели за период с 1984 по 1988 г. землеустроительные работы, связанные, с введением систем земледелия в колхозах и совхозах, корректировкой нарушенных севооборотов, проектированием противоэрозионных мероприятий, укрупнением севооборотов. Землеустроительная служба приняла непосредственное участие в проведении нескольких туров земельно-оценочных работ и приступила к осуществлению внутрихозяйственной оценки земель. Продолжались также работы по составлению схем землеустройства и межхозяйственному землеустройству.

Таким образом, в стране сложилась определенная система землеустроительных органов, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением мероприятий по защите и повышению плодородия почв.

Вместе с тем в организации использования земли сохранялись существенные недостатки. В ряде хозяйств игнорировались принятые проекты землеустройства, систематически нарушались проекты севооборотов, внутриполевой организации пахотных земель, рационального использования кормовых угодий, не осуществлялись меры по защите почв от эрозии. Планы развития АПК в районах, областях, республиках, другие управленческие решения часто не согласовывались с землеустроительными организациями и не соответствовали требованиям рационального использования и защиты земель. Необоснованно часто нарушалась устойчивость землепользовании хозяйств, в приказном порядке менялись их границы и площади. Все эхо наносило серьезный ущерб экономике сельскохозяйственных предприятий, приводило к снижению плодородия почв, развитию процессов эрозии, вторичному засолению и другим негативным явлениям. Общий кризис командной экономики, разразившийся в конце 80-х годов, привел к необходимости проведения радикальных реформ, в том числе и в сфере земельных отношений.