logo
Агрохолдинги в Украине: процесс их становления и развития

4. Концентрация сельскохозяйственных земель агрохолдингами и проблемы сельской местности

Земельный ресурс является одним из четырех основных ресурсов в агробизнесе наряду с капиталом, трудом и предпринимательской деятельностью. Возникает вопрос: почему именно в Украине, России и Казахстане существует феномен значительной концентрации земель отдельными предпринимательскими структурами? Почему такой концентрации не наблюдается в развитых капиталистических странах (в частности, в США, Канаде и государствах ЕС)? Ответ прост: в странах, где рыночная экономика только формируется, рынки функционируют несовершенно, для их эффективного функционирования не созданы соответствующие институциональные и правовые условия. Так, в Украине, России и Казахстане сельскохозяйственные земли слишком дешевые, а легального, развитого рынка земель этой категории не существует. В такой ситуации у агрохолдингов отсутствуют проблемы с дешевой арендой значительной площади земли, и фактически сельскохозяйственные земли являются нелимитированным производственным ресурсом. Ограничивать размеры агрохолдингов могут другие производственные ресурсы, в частности - капитал, труд, менеджмент. При этом самым дефицитным ресурсом является высококвалифицированный труд - как механизаторов и операторов в животноводстве, так и менеджеров (особенно - высшего звена). Поэтому на сегодня узким местом в деятельности агрохолдингов является дефицит высококвалифицированных кадров, особенно - менеджеров высшего звена.

По критерию количества земли в обработке и доступной информации, крупнейшими агрохолдингами являются такие, которые используют от 100 тыс. до 350 тыс. га пашни. Однако нельзя утверждать, что в Украине нет агрохолдингов, значительно больших по земельной площади. Некоторые исследователи, базируясь на неофициальной информации, говорят о максимальных размерах отдельных агрохолдингов в 700-800 тыс. га (точнее сказать, это земли, которые контролируются одним юридическим или физическим лицом и не оформлены в одну организационно-правовую структуру), хотя, в силу того, что в Украине средний размер сельскохозяйственного района составляет приблизительно 123 тыс. га общей площади, 85 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 66 тыс. га пашни, размеры агрохолдингов в 100-350 тыс. га - это также достаточно много. По нашей информации, в 2007 г. средний размер агрохолдинга в Украине достигал около 80 тыс. га пашни, а в 2011 г. он вырастет до 110 тыс. га. При этом в 2007 г. доля пашни, обрабатываемой агрохолдингами, составила 17,6% общей площади пашни, обрабатываемой аграрными предприятиями, а в 2011 г. она будет на уровне около 25%. Однако в условиях современного финансового кризиса наметилась тенденция к сокращению земельных площадей, арендуемых агрохолдингами.

Хотя в 2007 г. количество аграрных предприятий, возникших на базе реформированных КСП, увеличилось (по сравнению с 2000 г.) на 1752 (или на 13,3%), все же их средний размер существенно уменьшился - с 1884 га до 1093 га (то есть почти в 2 раза) (см. табл.4.1). При этом в организационно-правовых формах аграрных предприятий произошли следующие структурные изменения: значительно возросли количество частных предприятий (на 42,5%) и площадь их земель (на 18,7%), уменьшились численность производственных кооперативов (на 41,7%) и площадь их земель (в 4,3 раза). Заметно возросло также количество аграрных предприятий других организационно-правовых форм (на 88,3%) - главным образом, за счет выделенных подсобных хозяйств промышленных предприятий и предприятий из других отраслей экономики. Вообще практика подтвердила наш прогноз в отношении изменений в организационно-правовых формах аграрных предприятий за счет сокращения количества производственных кооперативов и роста количества частных предприятий.

Таблица 4.1

Динамика изменения организационно-правовых форм аграрных формирований и площади их сельскохозяйственных угодий в Украине за 2000-2007 гг.*

Показатели

Годы 2007 г. в %

к 2000 г.

2000

2007

количество

предприятий

площадь (тыс. га)

Количество

предприятий

площадь (тыс. га)

количество

предприятий

площадь (тыс. га)

Хозяйственные товарищества.....

6970

13912,1

7428

9370

106,6

67,4

Их удельный вес (%)....................

53,0

56,1

49,8

57,5

-3,2

1,4

Частные предприятия........................

2967

2963

4229

3518

142,5

118,7

Их удельный вес (%)....................

22,5

11,9

28,3

21,6

5,8

9,7

Производственные кооперативы

2165

6074,8

1262

1415

58,3

23,3

Их удельный вес (%)....................

16,5

7,4

8,5

8,7

-8,0

1,3

Другие предприятия..........................

1058

1847,1

1993

1997

188,3

108,1

Их удельный вес (%)....................

8,0

7,4

13,4

12,3

5,4

4,9

Аграрные предприятия (всего).........

13160

24797

14912

16300

113,3

65,7

в том числе агрохолдинги..............

X

X

33

2862

X

X

Их удельный вес (%)....................

X

X

0,2

17,6

X

X

Средний размер предприятия (га)

X

1884

X

1093

X

58,0

Количество аграрных предприятий,

обрабатьшающих свыше 3 тыс. га

X

X

1252

5947

X

X

Их удельный вес (%)....................

X

X

8,0

36,5

X

X

из них имеют свыше 3 тыс. га

зерновых...........................................

X

X

376

1791

X

X

Их удельный вес (%)....................

X

X

2,5

11,0

X

X

Составлено и рассчитано по данным формы № 6-зем "Отчет о наличии земель и распределении их по собственникам земли, землепользователям, угодьям и видам экономической деятельности" по состоянию на конец года, данным Госкомстата Украины и собственным расчетам.

Имея значительно более широкие технические и финансовые возможности, агрохолдинги, по сути, вытесняют с рынка аренды земли частных фермеров, которые не могут конкурировать с ними. Между тем концентрация земли агрохолдингами путем вытеснения с рынка аренды земли определенного количества аграрных предприятий и фермеров создает угрожающую социально-экономическую ситуацию на селе, основными характеристиками которой являются:

- прекращение существования сельскохозяйственных предприятий как юридических лиц;

- потеря места работы для определенного количества сельских жителей;

- непоступление в местные сельские советы налоговых и других платежей от предприятий, прекративших свое существование;

- отсутствие финансирования на создание и поддержание сельской инфраструктуры (дорог, детских садов и школ, домов культуры, фельдшерско-акушерских пунктов и т. п.), которое осуществляли сельскохозяйственные предприятия.

Следует отметить, что отдельные агрохолдинги несут расходы, связанные с поддержанием социальной инфраструктуры села. Проблема заключается в том, что агрохолдинги не платят налогов в местные бюджеты. Как правило, они зарегистрированы в городах (большинство - в Киеве), а потому и налоги платят по месту регистрации. Бывшие КСП, утратившие статус юридического лица, преобразовались в филиалы или подразделения агрохолдингов (ГоскомстатУкраины учитывает их в категории "предприятия других форм собственности"). Поэтому целесообразно внедрить механизм, который бы обеспечивал уплату налогов предприятиями и организациями, ведущими агробизнес не по месту регистрации их головной компании, а по месту деятельности их аграрных подразделений, то есть в сельской местности. Это позволит сельским советам аккумулировать денежные средства местных бюджетов для развития социальной инфраструктуры села.

Другим аспектом, важным для сельской местности, является необходимость развития малого несельскохозяйственного бизнеса на селе ("зеленый" туризм, мастерские по ремонту одежды, обуви, теле- и радиоаппаратуры, автомобилей, и т. п.). В сельской местности важно создавать для этого благоприятные условия. Малый несельскохозяйственный бизнес на селе может способствовать трудоустройству работников, высвобожденных из аграрной сферы, привлекателен для молодежи, а также обеспечит дополнительные поступления в местные бюджеты. Малый несельскохозяйственный бизнес - это возможность диверсифицировать сельскую экономику, что достаточно важно для сельской общины (положительные примеры развития малого несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности можно наблюдать у наших западных соседей - Польши, Венгрии, Словакии и др.). Поэтому нужна соответствующая правительственная программа, которая бы предоставляла определенные регуляторные и налоговые преференции, а также финансовую поддержку становлению и развитию сельского малого бизнеса.