logo
Деградация и охрана почв Белгородской области

1.2 Земельная реформа в области

Земельной реформе в стране начала 90-х годов прошлого века предшествовал ряд законодательных актов, декларирующих многообразие форм собственности на землю, в том числе и частную.

В феврале 2005 г. в Белгородской области создано Управление Федерального агентства кадастра объектов (Управление Роснедвижимости). Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительства, кадастровой оценки, мониторинга и контролю земель.

Одной из основных целей создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное и организационное обеспечение справедливого налогообложения земли и поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Особую роль в обеспечении гарантий зарегистрированных прав на земельные участки, и, как следствие, привлечении инвестиций в Белгородскую область играет учетная роль земельного кадастра.

Специальные функции Управления Роснедвижимости по Белгородской области заключаются также в проведении мероприятий, направленных на выполнение земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, содействие созданию благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Землеустроительные действия включают в себя установление на местности границ административно-территориальных образований, межевание земель юридических и физических лиц, разработку проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий, инвентаризацию и упорядочение (определение) границ земельных участков, обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой негативных явлений и разработкой предложений по их использованию.

В целях своевременного изъятия и предоставления земель, их перераспределения и управления земельными ресурсами, сохранения плодородия почв, губернатором области, главами местного самоуправления и органами законодательной власти области, районов и городов в 2004 году был принят ряд нормативных правовых актов. Так, для совершенствования работы по обеспечению сохранения плодородия почв принято постановление № 57 от 27 февраля 2004 г. "Об утверждении правил обеспечения воспроизводства плодородия почв на территории Белгородской области".

31 декабря 2003 года принят закон "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области", а 31 марта 2004 года принято постановление "Об уполномоченном органе и операторе по обороту земель сельскохозяйственного назначения на территории области".

Администрацией области принят закон от 24 января 2000 года за № 43 "О проведении кадастровой оценки земель на территории Белгородской области". В соответствии с ним правительством 24 августа 2004 года приняты постановления: "Об утверждении удельных показателей государственной кадастровой стоимости земельных участков садоводческих и огороднических объединений Белгородской области".

В настоящее время активизировались работы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Увеличилось количество гражданско-правовых сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Данное движение земель напрямую сказывается на взаимоотношениях собственников земли и сельскохозяйственных производителей.

В то же время отмечаются случаи, когда скупку земель сельскохозяйственного назначения осуществляют структуры, не связанные с сельскохозяйственным производством, отстаивающие свои корпоративные интересы в целях получения доходов за счет спекуляции землей. В результате их деятельности ущемляются права граждан - собственников земельных долей, а также сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих длительное время свою деятельность на этих землях.

В целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, содействия заключению и оформлению правоотношений при совершении оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки и эффективного управления землями Правительство области приняло постановление от 14 декабря 2004 года "Об образовании областного земельного фонда".

Купля-продажа земельных участков на территории области осуществляется в соответствии с земельным законодательством и специальным постановлением от 8 сентября 2004 года "Об установлении нормативной цены земли на территории Белгородской области".

В последние годы органами исполнительной власти области проводилась активная работа, направленная на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет передачи земельных ресурсов от убыточных хозяйствующих субъектов в пользование стабильно развивающихся сельхозтоваропроизводителей. Принятые меры позволили значительно повысить рациональное использование земель и улучшить инвестиционную привлекательность сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем продолжают иметь место факты, когда земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные некоторым физическим и юридическим лицам, не используются либо используются крайне неэффективно.

В соответствии с земельным и гражданским законодательством, а также в целях усиления контроля за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения принято постановление № 180 от 13 сентября 2004 г. "О проведении на территории области проверок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения".

В целях дальнейшего совершенствования работы в области обеспечения и сохранности плодородия почв на территории области было принято постановление "Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области". В соответствии с данным Положением землепользователи, использующие земли сельскохозяйственного назначения, независимо от их организационно-правовой формы, должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями и правилами, изложенными:

в проекте внутрихозяйственного землеустройства, разработанном и согласованном в соответствующих службах области в установленном порядке с последующей разработкой системы земледелия и землеустройства;

в паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий, разработанных и утвержденных в соответствии с государственными стандартами.

Кроме того, землепользователи, независимо от их организационно-правовой формы, должны в месячный срок с момента регистрации прав на землю, через специализированные предприятия заключать договоры на выполнение работ по комплексному агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий и на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Данным постановлением также утверждены основные Правила использования земель сельскохозяйственного назначения и установлена ответственность за нарушение Положения.

В результате проведенных преобразований по приватизации земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан находится 930,4 тыс. га (46,1%) от общей площади земель этой категории, у юридических лиц - 273,0 тыс. га, или 13,5%, в государственной и муниципальной собственности - 813,0 тыс. га (40,3%). Из общей площади земель государственной и муниципальной собственности предоставлено в пожизненное наследуемое владение гражданам 5,3 тыс. га, в аренду - 30,8 тыс. га. У юридических лиц в постоянном (бессрочном) пользовании находится 36,8 тыс. га и в аренде 491,1 тыс. га.

В Белгородской области в 2010 году впервые в стране создана структура управления и инспекции по охране почв, что позволит более пристально следить за состоянием, использованием и охраной земель.

В связи с земельной реформой на землях сельскохозяйственных угодий произошли изменения в структуре посевных площадей, уровне применения органических и минеральных удобрений, что отразилось на продуктивности сельскохозяйственных культур.

За последние 25 лет (1984-2009 гг.) заметно уменьшилась посевная площадь.

Земельная реформа больше касается кадастра, основная цель которого совершенствование управления земельными ресурсами, учет, оценка качества, мониторинг, контроль за использованием, создание рынка земли и др. Наряду с этим крайне необходимо знать состояние плодородия почв в реформенный и современный период.

Урожайность основных сельскохозяйственных культу р, выращиваемых в области, в перестроечный период (1995-1999 годы) подверглась резкому снижению (табл.1.3).

Таблица 1.3 Динамика внесения удобрений и урожайность основных сельскохозяйственных культур в Белгородской области, т/га

Показатели

В среднем за годы

1964-1970

1971-1975

1976-1983

1984-1989

1990-1994

1995-1999

2000-2004

2005-2009

Озимая пшеница

Внесено удобрений :минеральных, кг/га

48,1

69,3

68,4

172,6

127,1

52,2

59,7

88,3

- органических, т/га

5,7

10,1

7,8

17,4

16,5

8,8

4,1

2,4

Урожайность, т/га

1,67

2,32

2,46

2,82

3,17

2,31

2,71

3,31

Сахарная свекла

Внесено удобрений: минеральных, кг/га

203,1

262,4

366,7

491,1

383,0

206,5

228,5

343,6

- органических, т/га

5,1

3,7

8,3

10,6

6,9

4,0

2,4

3,1

Урожайность, т/га

17,8

15,5

18,1

26,0

22,1

19,4

23,3

31,8

Кукуруза на силос

Внесено удобрений минеральных, кг/га

30,4

56,7

135,7

208,4

129,6

28,8

40,5

58,7

- органических, т/га

0,7

2,1

3,8

4,0

3,7

1,5

0,9

1,5

Урожайность, т/га

13,1

16,3

19,8

26,9

18,5

16,0

17,8

17,0

Снижение урожайности основных культур связано с недопоставками средств химизации и проведения работ по повышению плодородия почв, резким сокращением внесения органических и минеральных удобрений. Можно с уверенностью считать, что в настоящее время в почвах области установился отрицательный баланс элементов питания. Уровень урожайности за последние 5 лет достиг дореформенного периода (начала 90-х) по озимой пшенице и сахарной свекле. Урожайность кукурузы на силос еще остается довольно низкой, так как данная культура недополучает значительное количество удобрений.

Данные показатели свидетельствуют, что в почвы области вносятся очень низкие дозы органических удобрений. Если считать, что для простого воспроизводства плодородия черноземов необходимо ежегодное внесение 8-10 т/га севооборотной площади органических удобрений, то в реальных условиях производства урожай продукции возделываемых культур обеспечивается в основном за счет естественного плодородия или частично внесением минеральных удобрений.

Снижение доли вносимых органических удобрений, в частности навоза, обусловлено резким снижением поголовья крупного рогатого скота в реформенный период. В то же время в области скопились млн. т навоза в свиноводческих комплексах и птицефабриках, которые могут быть использованы в качестве органических удобрений.

Таким образом, проводимая земельная реформа оказала негативное влияние на плодородие почв. Однако, следует отметить такой момент, когда в результате реформы образовалось большое количество собственников земельных долей, обладателей собственных земельных участков, где мало внимания уделяют сохранению и повышению плодородия почв.