1.2 Земельная реформа в области
Земельной реформе в стране начала 90-х годов прошлого века предшествовал ряд законодательных актов, декларирующих многообразие форм собственности на землю, в том числе и частную.
В феврале 2005 г. в Белгородской области создано Управление Федерального агентства кадастра объектов (Управление Роснедвижимости). Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастра объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительства, кадастровой оценки, мониторинга и контролю земель.
Одной из основных целей создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное и организационное обеспечение справедливого налогообложения земли и поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Особую роль в обеспечении гарантий зарегистрированных прав на земельные участки, и, как следствие, привлечении инвестиций в Белгородскую область играет учетная роль земельного кадастра.
Специальные функции Управления Роснедвижимости по Белгородской области заключаются также в проведении мероприятий, направленных на выполнение земельного законодательства, решений государственных органов по вопросам использования и охраны земель, содействие созданию благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Землеустроительные действия включают в себя установление на местности границ административно-территориальных образований, межевание земель юридических и физических лиц, разработку проектов перераспределения земель при реформировании сельскохозяйственных предприятий, инвентаризацию и упорядочение (определение) границ земельных участков, обследование земель сельскохозяйственного назначения с выявлением и оценкой негативных явлений и разработкой предложений по их использованию.
В целях своевременного изъятия и предоставления земель, их перераспределения и управления земельными ресурсами, сохранения плодородия почв, губернатором области, главами местного самоуправления и органами законодательной власти области, районов и городов в 2004 году был принят ряд нормативных правовых актов. Так, для совершенствования работы по обеспечению сохранения плодородия почв принято постановление № 57 от 27 февраля 2004 г. "Об утверждении правил обеспечения воспроизводства плодородия почв на территории Белгородской области".
31 декабря 2003 года принят закон "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области", а 31 марта 2004 года принято постановление "Об уполномоченном органе и операторе по обороту земель сельскохозяйственного назначения на территории области".
Администрацией области принят закон от 24 января 2000 года за № 43 "О проведении кадастровой оценки земель на территории Белгородской области". В соответствии с ним правительством 24 августа 2004 года приняты постановления: "Об утверждении удельных показателей государственной кадастровой стоимости земельных участков садоводческих и огороднических объединений Белгородской области".
В настоящее время активизировались работы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Увеличилось количество гражданско-правовых сделок с земельными участками и долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Данное движение земель напрямую сказывается на взаимоотношениях собственников земли и сельскохозяйственных производителей.
В то же время отмечаются случаи, когда скупку земель сельскохозяйственного назначения осуществляют структуры, не связанные с сельскохозяйственным производством, отстаивающие свои корпоративные интересы в целях получения доходов за счет спекуляции землей. В результате их деятельности ущемляются права граждан - собственников земельных долей, а также сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих длительное время свою деятельность на этих землях.
В целях создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, содействия заключению и оформлению правоотношений при совершении оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки и эффективного управления землями Правительство области приняло постановление от 14 декабря 2004 года "Об образовании областного земельного фонда".
Купля-продажа земельных участков на территории области осуществляется в соответствии с земельным законодательством и специальным постановлением от 8 сентября 2004 года "Об установлении нормативной цены земли на территории Белгородской области".
В последние годы органами исполнительной власти области проводилась активная работа, направленная на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет передачи земельных ресурсов от убыточных хозяйствующих субъектов в пользование стабильно развивающихся сельхозтоваропроизводителей. Принятые меры позволили значительно повысить рациональное использование земель и улучшить инвестиционную привлекательность сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем продолжают иметь место факты, когда земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные некоторым физическим и юридическим лицам, не используются либо используются крайне неэффективно.
В соответствии с земельным и гражданским законодательством, а также в целях усиления контроля за эффективным использованием земель сельскохозяйственного назначения принято постановление № 180 от 13 сентября 2004 г. "О проведении на территории области проверок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения".
В целях дальнейшего совершенствования работы в области обеспечения и сохранности плодородия почв на территории области было принято постановление "Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области". В соответствии с данным Положением землепользователи, использующие земли сельскохозяйственного назначения, независимо от их организационно-правовой формы, должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями и правилами, изложенными:
в проекте внутрихозяйственного землеустройства, разработанном и согласованном в соответствующих службах области в установленном порядке с последующей разработкой системы земледелия и землеустройства;
в паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий, разработанных и утвержденных в соответствии с государственными стандартами.
Кроме того, землепользователи, независимо от их организационно-правовой формы, должны в месячный срок с момента регистрации прав на землю, через специализированные предприятия заключать договоры на выполнение работ по комплексному агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий и на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства.
Данным постановлением также утверждены основные Правила использования земель сельскохозяйственного назначения и установлена ответственность за нарушение Положения.
В результате проведенных преобразований по приватизации земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан находится 930,4 тыс. га (46,1%) от общей площади земель этой категории, у юридических лиц - 273,0 тыс. га, или 13,5%, в государственной и муниципальной собственности - 813,0 тыс. га (40,3%). Из общей площади земель государственной и муниципальной собственности предоставлено в пожизненное наследуемое владение гражданам 5,3 тыс. га, в аренду - 30,8 тыс. га. У юридических лиц в постоянном (бессрочном) пользовании находится 36,8 тыс. га и в аренде 491,1 тыс. га.
В Белгородской области в 2010 году впервые в стране создана структура управления и инспекции по охране почв, что позволит более пристально следить за состоянием, использованием и охраной земель.
В связи с земельной реформой на землях сельскохозяйственных угодий произошли изменения в структуре посевных площадей, уровне применения органических и минеральных удобрений, что отразилось на продуктивности сельскохозяйственных культур.
За последние 25 лет (1984-2009 гг.) заметно уменьшилась посевная площадь.
Земельная реформа больше касается кадастра, основная цель которого совершенствование управления земельными ресурсами, учет, оценка качества, мониторинг, контроль за использованием, создание рынка земли и др. Наряду с этим крайне необходимо знать состояние плодородия почв в реформенный и современный период.
Урожайность основных сельскохозяйственных культу р, выращиваемых в области, в перестроечный период (1995-1999 годы) подверглась резкому снижению (табл.1.3).
Таблица 1.3 Динамика внесения удобрений и урожайность основных сельскохозяйственных культур в Белгородской области, т/га
Показатели |
В среднем за годы |
||||||||
1964-1970 |
1971-1975 |
1976-1983 |
1984-1989 |
1990-1994 |
1995-1999 |
2000-2004 |
2005-2009 |
||
Озимая пшеница |
|||||||||
Внесено удобрений :минеральных, кг/га |
48,1 |
69,3 |
68,4 |
172,6 |
127,1 |
52,2 |
59,7 |
88,3 |
|
- органических, т/га |
5,7 |
10,1 |
7,8 |
17,4 |
16,5 |
8,8 |
4,1 |
2,4 |
|
Урожайность, т/га |
1,67 |
2,32 |
2,46 |
2,82 |
3,17 |
2,31 |
2,71 |
3,31 |
|
Сахарная свекла |
|||||||||
Внесено удобрений: минеральных, кг/га |
203,1 |
262,4 |
366,7 |
491,1 |
383,0 |
206,5 |
228,5 |
343,6 |
|
- органических, т/га |
5,1 |
3,7 |
8,3 |
10,6 |
6,9 |
4,0 |
2,4 |
3,1 |
|
Урожайность, т/га |
17,8 |
15,5 |
18,1 |
26,0 |
22,1 |
19,4 |
23,3 |
31,8 |
|
Кукуруза на силос |
|||||||||
Внесено удобрений минеральных, кг/га |
30,4 |
56,7 |
135,7 |
208,4 |
129,6 |
28,8 |
40,5 |
58,7 |
|
- органических, т/га |
0,7 |
2,1 |
3,8 |
4,0 |
3,7 |
1,5 |
0,9 |
1,5 |
|
Урожайность, т/га |
13,1 |
16,3 |
19,8 |
26,9 |
18,5 |
16,0 |
17,8 |
17,0 |
Снижение урожайности основных культур связано с недопоставками средств химизации и проведения работ по повышению плодородия почв, резким сокращением внесения органических и минеральных удобрений. Можно с уверенностью считать, что в настоящее время в почвах области установился отрицательный баланс элементов питания. Уровень урожайности за последние 5 лет достиг дореформенного периода (начала 90-х) по озимой пшенице и сахарной свекле. Урожайность кукурузы на силос еще остается довольно низкой, так как данная культура недополучает значительное количество удобрений.
Данные показатели свидетельствуют, что в почвы области вносятся очень низкие дозы органических удобрений. Если считать, что для простого воспроизводства плодородия черноземов необходимо ежегодное внесение 8-10 т/га севооборотной площади органических удобрений, то в реальных условиях производства урожай продукции возделываемых культур обеспечивается в основном за счет естественного плодородия или частично внесением минеральных удобрений.
Снижение доли вносимых органических удобрений, в частности навоза, обусловлено резким снижением поголовья крупного рогатого скота в реформенный период. В то же время в области скопились млн. т навоза в свиноводческих комплексах и птицефабриках, которые могут быть использованы в качестве органических удобрений.
Таким образом, проводимая земельная реформа оказала негативное влияние на плодородие почв. Однако, следует отметить такой момент, когда в результате реформы образовалось большое количество собственников земельных долей, обладателей собственных земельных участков, где мало внимания уделяют сохранению и повышению плодородия почв.
- Введение
- Глава 1. Земельные ресурсы и почвенный покров области
- 1.1 Структура земельного фонда по категориям земель
- 1.2 Земельная реформа в области
- 1.3 Особенности почвенного покрова
- 1.4 Общая оценка уровня деградации почвенного покрова
- 1.5 Карта общей агроэкологической оценки почвенного покрова Белгородской области
- Глава 2. Факторы и виды деградации почв
- 2.1 Основные понятия и термины
- 2.2 Типы и виды деградации почв
- Загрязнение почвы белгородской области
- Оценка степени деградации почв
- Статья 165. Стандартизация и нормирование в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв
- 21.Деградация почв области.
- 1.Деградация почв.
- Виды деградации почв
- 59 Проблемы охраны каштановых почв от деградации
- Глава 4. Расчет размера ущерба от деградации почв и земель