1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования развития АПК в условиях рынка
агропродовольственный рынок сельскохозяйственный
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием и входит в число основных приоритетов экономики. АПК представляет сложную биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено - сельскохозяйственное производство, главными ресурсами которого наряду с орудиями труда и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому при прогнозировании и планировании развития АПК следует исходить из взаимодействия экономических и естественно-биологических процессов.
Под государственным регулированием агропромышленного комплекса следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.
АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере - сельском хозяйстве - используются важнейшие средства производства естественного происхождения - земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве.
Сельское хозяйство - капиталоемкое и энергоемкое производство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. Государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.
Государственное регулирование должно обеспечить целенаправленное эффективное функционирование АПК как единого целого на основе согласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.
Аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.
Исходя из многообразия природно-экономических условий, необходим дифференцированный подход к формированию социально-экономической политики по отношению к отдельным регионам и рациональному размещению производства. Изменения в традиционно сложившемся размещении и специализации агропромышленного производства происходят как под воздействием рыночных отношений, так и механизмов их регулирования на основе отраслевых и территориальных целевых программ.
В долгосрочной перспективе целью развития АПК является формирование устойчивого и эффективного сельского хозяйства и других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения, и продовольственную безопасность страны.
Основными задачами регулирования агропромышленного комплекса являются стабилизация и развитие данного комплекса, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
На данный момент регулирование агропромышленного комплекса осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты.
Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного комплекса являются:
? формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
? финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
? защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
? развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
? развитие социальной сферы села;
? иные направления, определенные законодательством РФ.
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного комплекса, используются на:
? поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;
? повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
? кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
? компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
? развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
? организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
? иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ.
Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:
1. показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;
2. балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
3. анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
4. данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
5. отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;
6. предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
7. сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
8. сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
9. сведения о социальном развитии села;
10. анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством. Федеральные целевые и региональные целевые программы разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
- Введение
- 1. Теоретические основы государственного регулирования развития агропромышленного комплекса
- 1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования развития АПК в условиях рынка
- 1.2 Методы и принципы государственного регулирования развития АПК
- 2. Современное состояние агропромышленного комплекса и системы его государственного регулирования
- 2.1 Современное состояние и проблемы развития АПК
- 2.2 Оценка эффективности государственного регулирования развития АПК
- 3. Приоритетные направления регулирования развития АПК
- 1.1 Направления, формы и методы государственного регулирования агропромышленного комплекса
- 14. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса в Российской Федерации.
- 1.3 Особенности государственного регулирования агропромышленного комплекса (отечественный и зарубежный опыт)
- 94. Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом.
- Тема 4. Государственное регулирование агропромышленного комплекса
- 45 . Государственное управление агропромышленным комплексом.