logo
Государственное регулирование АПК

1. Современная ситуация в агропромышленном комплексе. Ее причины

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяй-ственных комплексов, определяющих условия поддержания жизне-деятельности общества. Значение его не только в обеспечении по-требностей людей в продуктах питания, но в том, что он сущест-венно влияет на занятость населения и эффективность всего на-ционального производства.

АПК -- самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято око-ло 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйст-венного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграр-ным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится при-мерно 70% всего набора производимых в стране предметов по-требления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.709.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и разви-тие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.

Аграрные преобразования в стране происходили по нескольким на-правлениям. Первое - реформирование АПК, включая земельную реформу, реорганизацию колхозов и совхозов, приватизацию предприятий отраслей, поставляющих сельскому хозяйству средства производства и услуги, пере-рабатывающих и доводящих до потребителя его продукцию. В стране фор-мируются новые земельные отношения, основу которых составляет частное землевладение, представленное сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, вклю-чающими личные подсобные хозяйства, садоводческие и огородные това-рищества. Из табл.1.1 видно, как в течение 1991-1997 гг. изменилась соци-альная структура сельскохозяйственных землепользователей в результате земельной реформы. Доля государственного сектора в использовании сель-скохозяйственных угодий уменьшилась с 56% в 1991 г. до 13,4 в 1997 г., в то время как удельный вес частных (коллективных и индивидуально-семейных) хозяйств возрос с 40,3 до 70,9%. За годы реформы приватизиро-вано 91% перерабатывающих предприятий и 77% предприятий агросервиса.

"right"> Таблица 1.1

Удельный вес различных категорий землепользователей в общей площади сельскохозяйственных угодий, % Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 1998, с.32.

На 1.01. соответствующего года

Государственный сектор

Сельскохозяйственные организации

Частный сектор, индивидуальные семейные хозяйства

Земли запаса и другие

Государственные предприятия

Колхозы

Новые формы

Фермерские хозяйства

Хозяйства населения

1991 г.

"right">56,0

"right">38,2

"right">0,3

"right">0,1

"right">1,7

"right">3,7

1992 г.

"right">51,2

"right">35,6

"right">0,6

"right">0,6

"right">2,5

"right">9,5

1993 г.

"right">24,0

"right">18,3

"right">36,9

"right">2,9

"right">3,9

"right">14,0

1994 г.

"right">16,0

"right">15,7

"right">45,8

"right">4,4

"right">3,9

"right">14,2

1995 г.

"right">14,4

"right">14,5

"right">47,4

"right">4,6

"right">4,2

"right">14,9

1996 г.

"right">13,8

"right">14,1

"right">47,5

"right">4,7

"right">4,6

"right">15,3

1997 г.

"right">13,4

"right">13,8

"right">47,7

"right">4,9

"right">4,5

"right">15,7

Второе - разгосударствление системы закупок и реализации продукции, продовольственной оптовой и розничной торговли. В результате резко со-кратились закупки сельскохозяйственной продукции государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Стали развиваться новые каналы реализации, в том числе оптовые рынки, биржи, ярмарки и др. Удельный вес централизованных закупок зерна в общем объ-еме его реализации уменьшился с 63% в 1993 г. до 25 в 1997 г., картофеля соответственно - с 52 до 29, овощей - с 71 до 40, мяса скота и птицы - с 79 до 45, молока и молочных продуктов - с 97 до 82, яиц - с 92 до 74%. Там же, с.32.

Третье - изменение системы государственного регулирования аграрно-го сектора: перестройка организационных структур и методов управления АПК. Начинает формироваться адекватная рынку финансово-кредитная система, включающая ценовые дотации и компенсации, денежный кредит, выделяемый на льготных условиях (не более 25% учетной ставки ЦБ), ли-зинг на поставку техники и оборудования, добровольное страхование сель-скохозяйственной деятельности. Сельским товаропроизводителям предос-тавляются льготы по налогообложению. Начиная с 1994 г., складывается система защиты внутреннего рынка от импортных товаров путем установ-ления таможенных пошлин, однако общий уровень тарифов у нас ниже, чем во многих странах с развитой экономикой.

Четвертое направление реформы связано с попытками освободить сельскохозяйственные организации от функций по содержанию объектов коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры посредством пе-редачи последних в ведение сельских муниципалитетов, сформировать сис-тему социальной защиты безработных и стимулировать несельскохозяйст-венную занятость населения.

Предпринятые в ходе аграрных преобразований меры не привели к рос-ту сельскохозяйственного производства, а, наоборот, за период 1991-1997 гг. произошло его существенное сокращение - около 40% (рис.1.1). В агропромышленном комплексе продол-жаются процессы сокращения ресурсного потенциала, ухудшения финансового со-стояния хозяйств, а также снижение почвен-ного плодородия земель. За последние годы про-изошло сокращение доли сельского хозяйства и всего АПК в ВВП: с 1991 по 1997 г. доля сельского хозяйства в ВВП умень-шилась с 13,7 до 8,4%. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.711.

Индексы объема продукции сельского хозяйства (в процентах, 1990 г.=100%)

"right">Рис.1.1

Резко сократилась государственная поддержка сельского хозяйст-ва. Доля сельского хозяйства в расходной части бюджета по срав-нению с долей сельского хозяйства в ВВП резко уменьшилась (с 1991 по 1997 г. она упала с 12 до 2,4%). Почти полностью пре-кращены работы по восстановлению и повышению плодородия зем-ли. В 1997 г. против 1990 г. целевые дотации и субсидии сельско-хозяйственному производству уменьшились до 33%, формирование лизингового фонда -- до 37%, затраты капитального характера со-ставили всего 8% от уровня 1996 г., а общее финансирование сельского хозяйства--71%. Там же, с.714-715.

Выбытие основных производственных фондов в 1997 г. в 5 раз опережало их ввод. За 1990-1997 гг. более чем в 17 раз сократились инвестиции в АПК. За счет всех источников финансиро-вания в 1997 г. освоено капитальных вложений все-го 6% к уровню 1991 г. (рис.1.2). На 1 га пашни внесено 12 кг минеральных удобрений, или в 9 раз меньше, чем в 1990 г., применение органи-ческих удобрений за этот период сократи-лось в 7 раз, фосфоритование и гипсование земли практически прекращено. Из-за не-достатка техники, горючесмазочных мате-риалов хозяйства вынуждены проводить полевые работы по упрощенным технологи-ям. В 1997 г. посевная площадь сократилась на 3,1 млн. га, вспахано зяби под урожай 1998 г. на 5 млн. га меньше. Производство скота и птицы за 1997 год уменьшилось на 10%, молока - на 5, шерсти - на 22%. В целом 1997 г. был благоприятным по погодным условиям, что позволило собрать 88,5 млн. т. зерна, против 69 млн. в 1996 г.

Капитальные вложения на развитие АПК России (в сметных ценах 1991 г.) Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М., 1998, с.715.

"right">

"right">

"right">Рис.1.2

Несмотря на значительное увеличение производства наиболее рентабельной про-дукции - зерна и сокращение убыточных продуктов животноводства, финансовое положение товаропроизводителей не улуч-шилось. Удельный вес нерентабельных хозяйств возрос с 79% в 1996 г. до 81% в 1997 г. Собственные оборотные средства сократились почти на 40%. Дебиторская задолженность возросла с 13 до 16 млрд. руб., а кредиторская - с 85 до 112 млрд. руб., или на 42%. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 1998, с.90. Такое положение лишает сельскохозяйственных производителей возможности нормального функционирования, так как все поступающие средства списываются с текущих счетов на погашение имеющейся задолженности.

Наряду с обострением традиционных для села социальных про-блем (узость сферы приложения труда, низкий уровень доходов населения, отставание социальной сферы) появились новые: превышение, начиная с 1992 г., смертности населения над рождаемостью, рост сельской безработи-цы (на 01 07.1996 г. она составила 5,2% против 3,5 в городе Петриков А. Экономическая политика в АПК. // Экономист, № 7, 1998, с.36.); усиление со-циальной дифференциации в сельском обществе; свертывание сети объек-тов сельской социальной сферы; рост информационной изолированности деревни.

Переход от одной системы хозяйствования к другой требует, а в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход должен включать, во-первых, подготови-тельный период, во-вторых, период непосредственных преобразова-ний. В течение подготовительного периода закладываются право-вые, экономические и организационные условия под будущее ре-формирование. В течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной дея-тельности, управления, развиваются и укрепляются институты ры-ночной экономики, складывается новая система общественных от-ношений.

Современные аг-рарные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, ор-ганизационной и экономической подготовки, при игнорировании необходимости постепенного, поэтапного перехода к рыночной эко-номике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрез-мерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к противо-речивости правовой базы и к тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных актов (Земельный кодекс, зако-ны об аренде земли и ее залоге и др.), а недооценка готовности селян к коренным преобразованиям в аграрных отношениях усили-ла стремление провести и ускорить эти изменения административ-ным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян из колхозов и совхозов нередко объяснялись противодействием руково-дства этих предприятий и местной администрации, а также недос-таточностью материальной поддержки. Все это в той или иной степени имело место, но главное все же--игнорирование отсутст-вия желания у подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, который сформировался у них в колхозах и совхозах и которого они лишились, выйдя из сельхозпредприятия.

Попытки «подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухуд-шение экономической и социальной обстановки в деревне.

Другими причинами сложившегося положения стали:

общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в зна-чительном падении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и разрыве хозяйственных связей;

уменьшение государственной поддержки аграрного сектора;

устранение государства от экономически обоснованного исполь-зования своих функций в области регулирования производства и рынка, разрушение системы государственных закупок при отсутствии рыночной инфраструктуры и государственного контроля за дея-тельностью посреднических фирм, осуществляющих закупки сель-скохозяйственного сырья и реализацию продуктов питания;

отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кре-дитной и налоговой политики, т.е. отсутствие стратегии реформирования;

усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;

односторонность аграрных преобразований, увлечение реоргани-зацией крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватизацией;

недооценка роли науки при проведении реформ и отсутствие действенного механизма экономического стимулирования освоения достижений научно-технического прогресса;

слабая защита отечественного товаропроизводителя, необосно-ванное стимулирование импорта многих видов продовольствия, ос-лабление или полный разрыв экономических и научно-технических связей со странами СНГ, продажа многих продуктов питания для России други-ми странами по демпинговым ценам.

Итак, налицо ухудшение положения по подавляюще-му большинству позиций. Завершившийся пятилетний период реформирования российской экономики не принес ожидаемых положительных результатов. Более того, из-за неподготовленности к проведению реформ в стране наме-тился глубокий кризис в производственной и социальной сферах. В силу специфики сельского хозяйства, связанной с использованием практически невосполнимых природных ресурсов, кризис в АПК при переходе к рынку оказался более глубоким, а выход из него будет более продолжительным по сравнению с другими отраслями народ-ного хозяйства.