4.1 Метеорологические наблюдения
Наблюдения за элементами погоды в обязательном порядке проводят в тех опытах, где объектом исследований являются растения или среда их обитания. Часто только такими наблюдениями можно объяснить результаты, вызывающие у экспериментатора разного рода сомнения. Например, невозможно объяснить низкий уровень урожайности ячменя на достаточно высоком агрофоне, если исследователь не уловил момента «запала» зерна вследствие высоких температур воздуха и низкой его влажности. В первую очередь экспериментатор должен учитывать те явления погоды, которые могут серьезно повлиять на условия роста и развития возделываемой культуры (сильные морозы, продолжительная засуха, ураганные ветры, ливни, град и т. д.).
Сравнивая результаты метеорологических наблюдений в годы проведения опыта с многолетними данными,- экспериментатор может сделать вывод о типичности погодных условий года и установить характер взаимосвязей между урожаем и отдельными элементами погоды или метеорологическими явлениями.
Основные метеорологические факторы -- количество осадков, относительная влажность и температура воздуха. Однако часто исследователь дополнительно должен учитывать температуру почвы, атмосферное давление, скорость и направление ветра или фотосинтетически активную радиацию (ФАР).
Метеорологические наблюдения ведут в стационарных (метеостанции и метеопосты) и полевых условиях. Данными метеостанций и метеопостов можно пользоваться лишь тогда, когда они находятся на расстоянии не более 5--6 км от места проведения агрономических опытов.
Количество осадков измеряют осадкомером Третьякова, температуру воздуха- термометры, направление ветра определяют с помощью флюгеров, барометрами-анероидами измеряют атмосферное давление, для определения глубины промерзания почвы используют мерзлометр. Для определения суммы активных температур используют гидротермический коэффициент (ГТК) который вычисляется по формуле Селянинова:
ГТК= ?осадков, мм
0,1??активныхС
Кроме перечисленных метеорологических определений и измерений при необходимости исследователи отмечают даты первых осенних и последних весенних заморозков, выпадения ливневых дождей, фиксируют град, ураганный ветер и другие аномалии погоды.
- ВВЕДЕНИЕ
- Й. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1.1 Гипотеза, цель и задачи исследования
- ЙЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛЕВОГО ОПЫТА
- 2.1 Характеристика земельного участка под опыт
- 2.2 Разработка программы исследования
- 2.2.1 Схема опыта
- 2.2.2 Площадь и размеры учетной и всей опытной делянки
- 2.2.3 Расчет повторности опыта
- 2.2.4 Метод размещения вариантов и повторностей
- ЙЙЙ. АГРОТЕХНИКА
- ЙV. УЧЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
- 4.1 Метеорологические наблюдения
- 4.2 Учет засоренности посевов и почвы
- 4.3 Фитопатологические учеты
- 4.4 Энтомологические учеты
- 4.5 Фенологические наблюдения
- 4.6 Учет урожая
- Литература
- 76. Особенности агротехнической и интегрированная система защиты ярового ячменя.
- 23. Особенности питания и удобрение яровых зерновых культур (яровая пшеница, ячмень, овес). Влияние удобрений на качество продукции.
- 15. Особенности питания и удобрения зерновых культур (озимая рожь, яровая пшеница, ячмень, овес).
- 23. Особенности питания и удобрение яровых зерновых культур (яровая пшеница, ячмень, овес). Влияние удобрений на качество продукции.
- 2.5 Яровой ячмень
- ***I. 41. Удобрение яровых колосовых культур.
- 3.4 Действие физиологически активных веществ на элементы структуры урожая и урожайность ярового ячменя
- 86. Удобрение яровой пшеницы, ячменя и овса
- 2.3.1. Анализ технологии возделывания ярового ячменя
- 2.2. Яровой ячмень