logo
Экономика землепользования в сельском и лесном хозяйстве

2.Вопросы экономики природопользования в лесоводстве

В лесоводстве объектами природных ресурсов является земля, а также лучевая энергия Солнца. Главное в лесохозяйственной деятельности -- выращивание древесины и ее реализация. Пользование второстепенными и побочными лесными ресурсами, предоставление услуг по рекреации и охоте, формирование защитных и природосоздающих функций (защита почв от водной и ветровой эрозии, поглощение углекислоты и выделение кислорода и др.) являются сопутствующими задачами лесоводств. Это требует кардинального переосмысления состава действующих нормативно-правовых актов в этой отрасли, реформирования экономики пользования, внедрения платы за пользование земельными ресурсами.

Исключительно важное экологическое и экономическое положение о кардинальной подмене земли как объекта природных ресурсов лесными ресурсами, к сожалению, не были учтены в Законе Украины "Об охране окружающей природной среды". Вследствие этого не только экономические результаты использования земель сельско-, а также лесохозяйственного назначения, но и экологические измерения соответствующих агроэкосистем на всех уровнях научного, хозяйственного и государственного управления надлежащим образом в государственной статистической отчетности и в научных исследованиях до настоящего времени не освещаются и не оцениваются.

В должной степени не реализовано также одно из наиболее значимых положений Земельного кодекса Украины: "Использование земли в Украине является платным. Объект платы за землю -- земельный участок" (ст. 206), а также Закона Украины "О плате за землю": "Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей". Путем многочисленных предпринимательских инициатив, в обход фундаментальных экономических норм, были введены, даже вопреки указанным законам, усложненные механизмы исчисления налогов и сборов в виде платы за земельные ресурсы, в том числе сбора "как составляющей платы за специальное использование лесных ресурсов". Таким образом, положение о плате за землю применяется для получения средств за реализацию главной продукции лесоводства -- древесины в состоянии роста, что изменяет содержание налогообложения земли и причиняет значительные убытки национальной экономике.

Все это приводит к искажению экономических показателей природопользования. Так, статистический сборник "Окружающая среда Украины" содержит информацию, которая недостаточна для оценки природопользования на землях лесохозяйственного назначения. Из названия раздела "Охрана и использование лесных ресурсов" понятно, что он имеет исключительно экономическое содержание: заготовка древесины -- тыс. м3; лесовосстановление -- тыс. га; заготовка живицы -- т; убытки, причиненные пожарами, -- млн. грн.; и т. д. При этом отсутствуют показатели, которые бы характеризовали пользование природными ресурсами, а также и их состояние и лесных агроэкосистем. То же касается и охотничьих хозяйств.

Раздел того же сборника -- "Земельные ресурсы и их охрана" -- содержит информацию о распределении сельскохозяйственных угодий по физико-механическому состоянию, показателям каменистости, солонцеватости, заболоченности и др., но она также не сгруппирована по агроэкосистемам и показателям кадастровой оценки. К тому же в нем не представлены необходимые показатели состояния земель "лесохозяйственного назначения", которые являются объектом экономических отношений между собственником природных ресурсов (государством) и субъектами лесоводческого хозяйствования. Употребление в сборнике термина "земли лесного фонда" вообще не оправданно, так как земля является объектом "права собственности украинского народа". Поэтому следует говорить и отражать эколого-экономиче-скую информацию, не просто осуществлять мониторинг "земель лесного фонда", а отражать и оценивать состояние лесных экосистем и экономическую эффективность хозяйствования на землях лесохозяйственного назначения.

В этом отношении важно учесть зарубежный опыт в вопросах землепользования. В частности, в лесохозяйственном производстве их нужно исследовать более глубоко и отражать в региональных и государственных программах, в статистической отчетности. Известно, что интегральными данными использования земли, в конечном итоге, являются удельные показатели: в сельском хозяйстве -- например, центнеров с единицы измерения площади (ц/га), в лесном хозяйстве -- ежегодные объемы прироста и получения товарной древесины (м3/га). Так, по информации Европейской Экономической Комиссии ООН (2000 г.), в соседней Польше, природно-климатические условия которой схожи с условиями в областях Украинского Полесья, извлечение древесины коммерческого назначения (for commercial use) составляет 3,3 м3/га с площади 8942 тыс. га, в Венгрии - 3,0 м3/га с площади 1811 тыс. га. А в Украине, согласно тому же источнику, -- 1,2 м3/га. По регионам, как показано выше (см. рис. 3), поданным Госкомстата Украины, получено, соответственно, в Волынской области по 1,3 м3/га с площади 664 тыс. га, в Житомирской -- 2,0 м3/га с площади 1065 тыс. га и т. д. К этому следует также добавить, что в основу обеспечения экологического равновесия и экономического регулирования природопользования в отрасли лесоводства в Польше Законом "О лесах" от 28 сентября 1991 г. четко предусмотрено, что "государственные леса покрывают свои убытки из собственных доходов и осуществляют хозяйствование по принципу финансовой самостоятельности" (ст. 50) и что "расходы на содержание Генеральной дирекции Государственных лесов и региональных дирекций Государственных лесов финансируются из отчислений, которые ложатся на расходы, связанные с деятельностью надлесничеств" (ст. 53.1). При такой постановке экономических взаимоотношений и механизмов финансирования обеспечивается содержание лесных экосистем в динамически уравновешенном состоянии (при постоянной заботе всех о ежегодном приросте древесины), а также экономическая заинтересованность всей вертикали менеджеров в наиболее полном экологически взвешенном и экономически целесообразном извлечении ежегодных объемов древесины коммерческого назначения с учетом осуществления мер по охране окружающей природной среды.