Тенденции развития кооперативного движения в России в конце XX – начале XXI века в агропромышленном комплексе

курсовая работа

4. Перспективы развития кооперации в XXI веке

Специфические особенности правового статуса кооператива, в котором его член является одновременно работником кооператива и его хозяином, позволяют утверждать, что производственный кооператив более способен обеспечить социальное равенство (именно равенство, а не уравниловку) его участников, чем многие иные формы юридических лиц. Конечно, ни одна страна не может и не должна быть обществом только «цивилизованных кооператоров». Многолетний опыт стран дальнего зарубежья доказал, что для экономического благополучия крупный капитал необходим. Но производственные кооперативы, признанные в ряде стран третьим сектором экономики, участвуют в решении многих весьма болезненных проблем общества: обеспечении занятости, дополнительных рабочих мест, в том числе для наименее защищенных слоев населения: инвалидов, женщин, молодежи. Кооперативы способствуют созданию столь необходимого стране класса средних собственников. Они хороши для организации небольших научно-исследовательских центров, формирования через союзы и ассоциации технопарков Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики. Т.Е. Абова.// Государство и право. 1998. №8. -С.80 .

Подобные возможности кооперативов должны привлечь к ним внимание представительных и исполнительных органов власти в центре и на местах, а также тех политических партий, других общественных организаций и движений, которые, как они утверждают, заинтересованы в формировании у нас подлинно социального государства. Необходима помощь государства и общества для возрождения кооперативного движения в России, что прямо предусмотрено в Законе о производственных кооперативах, согласно которому органы государственной власти и местного самоуправления должны содействовать развитию кооперативов, в частности, путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, а также путем приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов и получению необходимой для их деятельности информации. Пока можно говорить только о существовании некоторых налоговых льгот, которыми обладают кооперативы, если они относятся к субъектам малого предпринимательства. Но и в отношении этих льгот не прекращаются атаки со стороны налоговых и финансовых органов.

Не обращено должного внимания на то, что производственные кооперативы, во-первых, - наиболее характерный субъект малого предпринимательства, действующего в качестве юридического лица, основным признаком которого является численность его работников. В отличие от участников хозяйственных обществ, для которых труд в них не обязателен, члены производственного кооператива, как общее правило, трудятся в нем. С учетом этого обстоятельства кооперативы являются наиболее типичными субъектами малого предпринимательства, нуждающимися в поддержке властных структур, в особенности в начале деятельности. В программах приватизации, например, можно предусматривать преобразование небольших государственных и в особенности муниципальных предприятий в производственные кооперативы, а не только в акционерные и другие хозяйственные общества.

Кооперативным объединениям (союзам, ассоциациям) следует настойчиво выходить с предложениями о создании по примеру многих других стран в органах исполнительной власти подразделений по вопросам кооперации. Необходимо, чтобы Фонд поддержки малого предпринимательства оказывал целевым назначением финансовую поддержку производственным кооперативам, отвечающим признакам субъекта малого предпринимательства.

Не должно остаться декларацией положение Закона о производственных кооперативах, запрещающее установление ограничений прав кооперативов по сравнению с другими коммерческими организациями. Крайне необходимо устранить из законодательства все нормы, дискриминирующие кооперативы. В частности, внести изменение в Закон о банках и банковской деятельности, предусмотрев в нем возможность создания банков не только в форме хозяйственных обществ, но и кооперативных банков, существующих и успешно работающих во многих зарубежных государствах, в том числе и развитых.

Принятие законодательных актов о производственных кооперативах должно сопровождаться конкретными шагами по их поддержке и развитию в России. В основном документе для Всемирной конференции ООН на высшем уровне по вопросам развития, состоявшейся в Копенгагене в 1995 г., отмечался большой размах современного кооперативного движения и содержались рекомендации ко всем странам-участницам ООН принять меры по его поддержке. Россия участвовала в работе этой конференции и должна следовать ее рекомендациям.

Цели и задачи государственной политики по поддержке АПК определены в одобренных Правительством Российской Федерации документах: «Стратегия социально-экономического развития России на 2001-2010 годы» и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы».

Основным направлением аграрной политики государства определено регулирование рынков: продовольственного, земельного, ресурсного.

Однако одно лишь регулирование рынка не способно обеспечить решение главной задачи аграрной политики - восстановления производства. Наше разрушенное сельское хозяйство требует радикальных мер со стороны государства. Речь идет о восстановлении производства во многих случаях почти с нуля.

Потенциал фермерских и личных хозяйств во многих случаях исчерпан. Для вывода сельскохозяйственного производства хотя бы на дореформенный уровень следует обеспечить рост его в средних хозяйствах, которые при незначительной помощи могут восстановить производство продукции.

Продовольственная безопасность как составная часть национальной безопасности призвана гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии населения страны. Необходимым условием продовольственной безопасности государства является продовольственная независимость, под которой понимается удовлетворение основной части потребности населения в продуктах питания за счет внутреннего производства. По международным меркам продовольственная независимость достигается при 80 - процентном потреблении отечественного продовольствия в общем потреблении в стране, исходя из рациональных норм питания.

В России за последние годы почти в два раза сократилось производство сельхозпродукции, продовольственная независимость государства по многим позициям утеряна.

Неуправляемое развитие рыночных отношений приводит к деградации сельского хозяйства.

Попытки построения систем государственного регулирования АПК по западному образцу оказались нереализованными. Даже принятые законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном регулировании агропромышленного производства» не работают. Многие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по финансовой поддержке АПК также не выполнены или же их выполнение проводилось с большим опозданием, что намного снижало эффективность.

Вследствие значительного снижения за последние годы среднедушевого уровня питания в стране имеются высокие потенциальные возможности спроса на продовольствие при росте реальных доходов и при стабилизации цен, что может стимулировать увеличение производства и рост его эффективности.

Вложения в сельское хозяйство могут вызвать увеличение спроса на продукцию в других, связанных с ним отраслях. Необходимые предпосылки для этого имеются. Сохранились предприятия сельскохозяйственного машиностроения, есть высокий невостребованный научно-технический потенциал и интенсивные технологии, производится достаточное количество минеральных удобрений.

Делись добром ;)