logo
Стратегические направления развития отрасли мясного скотоводства в Украине

Стратегические направления развития отрасли мясного скотоводства в Украине

Главная цель развития мясного скотоводства состоит в обеспечении населения страны высококачественными говядиной и телятиной и увеличении экспорта мяса крупного рогатого скота.

Соответственно, стратегическая цель развития -- расширить производство высококачественной говядины путем создания стартовых экономических и технологических условий для формирования и ускоренного развития специализированного мясного стада.

Создание отрасли специализированного мясного скотоводства является ключевым в решении данного вопроса, поскольку ориентация на разведение комбинированных пород крупного рогатого скота (мясо-молочной специализации) не обеспечит население страны высококачественным мясом. Хотя потенциал мясной продуктивности большинства комбинированных пород в незначительной степени уступает специализированным мясным породам, однако по выходу мяса и его качественным свойствам мясные породы существенно превышают комбинированные. Выход мяса у специализированных мясных пород на 100 кг забойного веса почти на 10% больше при низких показателях жирности и содержания костей в туше [4]. В связи со стратегической целью мясного скотоводства также отметим, что стартовые экономические и технологические условия нужны не только для формирования племенной базы мясного скотоводства, но и (в условиях высоких кредитных ставок) для поддержки почти трехгодичного производственного цикла.

Главное в определении и обосновании стратегических направлений развития мясного скотоводства в Украине -- это анализ состояния отрасли и проблем ее развития, ключевыми из которых на современном этапе являются следующие:

1. Структурные диспропорции.

Около 70% поголовья крупного рогатого скота сконцентрировано в хозяйствах населения. Именно они, а не специализированные животноводческие фермы, являются основными поставщиками мяса крупного рогатого скота на рынке.

2.Сравнительно низкая мясная продуктивность крупного рогатого скота.

В 2011 г. средняя масса говядины из одной туши забитого скота во всех категориях хозяйств Украины составляла 89 кг, в то время как в США -- 124, Канаде -- 99, Мексике -- 91 кг (табл. 1).

3.Отсутствие целенаправленной политики наращивания стада высокопродуктивных специализированных мясных пород.

В результате на убой идут поголовье сверхремонтного молодняка и выбракованное поголовье взрослого скота молочных и молочно-мясных пород.

4.Отсутствие мощной кормовой базы, способной обеспечить полную реализацию генетического потенциала скота.

Вследствие неудовлетворительной организации откорма средний живой вес одной головы скота, реализованного на убой, во всех категориях хозяйств Украины составил лишь 262 кг.

5. Убыточность производства мяса крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, которая с 1995 г. колеблется от -20% до --50%.

6.Недостаточный уровень государственной поддержки развития мясного скотоводства.

Частичное возмещение стоимости закупленных племенных телок мясного направления продуктивности, строительства и реконструкции фермерских комплексов доступно ограниченному числу сельскохозяйственных предприятий.

Таблица 1

Производство мяса на одну голову скота в странах мира в 2011 г.

Страны

Поголовье

крупного

рогатого скота

в начале

2011 г.

(млн. голов)

Производство

говядины и телятины

в забойном весе

(тыс. т)

Производство говядины и

телятины на одну голову скота,

которая была в наличии в начале

года, в забойном весе (кг)

Украина.........................

4,49

399,1

89

США..............................

92,3

11411

124

Аргентина.....................

48,7

2605

53

Австралия.....................

28,3

2112

75

Бразилия.......................

208

10268

49

Канада...........................

12,3

1220

99

Страны ЕС....................

88

7820

89

Индия............................

304

2955

10

Мексика........................

21,7

1985

91

Новая Зеландия............

9,89

592

60

Российская Федерация

16,9

1334

79

мясной скотоводство украинский государственный

Стратегические направления развития мясного скотоводства определены в Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 года (далее -- Программа), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 19.09.2007 № 1158, предусматривают:

1) государственную поддержку развития скотоводства в личных крестьянских хозяйствах на основе стимулирования кооперации и обеспечения их в первую очередь племенным молодняком;

2) развитие мясного скотоводства, птицеводства и свиноводства в сельскохозяйственных предприятиях и крупных фермерских хозяйствах;

3) содействие развитию конкурентоспособного производства путем поддержки формирования механизированных животноводческих ферм и комплексов, укомплектованных высокопродуктивным поголовьем и обеспеченных надлежащей кормовой базой.

Можно сказать, что в Программе фактически определены три модели одновременного развития мясного скотоводства в Украине:

1 - экстенсивная модель на базе личных крестьянских хозяйств;

2 -- индустриальная модель на базе сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств среднего размера;

3 -- индустриальная модель на базе крупных агробизнесовых структур.

Рассмотрим их с точки зрения достижения основной стратегической цели отрасли мясного скотоводства в Украине, которую мы определили как создание стартовых технологических и экономических условий для формирования и развития специализированной отрасли мясной направленности.

В пользу первой и второй моделей развития (на базе личных крестьянских хозяйств, их кооперативных объединений, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий) работают не только соображения социальной целесообразности и экологической безопасности, но и распространенность этих моделей в мировой практике, в частности, в странах ЕС.

По данным Евростата [5], среднее поголовье мясного скота, которое выращивается на одной ферме в ЕС-25, составляет 40 голов, хотя разница в средних размерах производства между странами достаточно существенна -- от 107 голов в Нидерландах до 2,6 головы в Румынии. Таким образом, мясное скотоводство ЕС развивается на основе небольших и средних фермерских хозяйств. Поддержка этих моделей развития мясного скотоводства требует значительных ресурсов, которые поступают, в соответствии с совместной аграрной политикой ЕС, фермерам из Брюсселя и которые Украина вряд ли сможет себе позволить в настоящее время и в среднесрочной перспективе.

За годы аграрных реформ в Украине не удалось создать эффективный сектор фермерских хозяйств, который мог бы составить основу сельскохозяйственного производства страны, а процессы кооперации фермерских и личных крестьянских хозяйств находятся на зачаточном этапе. Сельскохозяйственные предприятия и крупные фермерские хозяйства, образовавшиеся на базе бывших КСП в результате их реорганизации, не имеют собственных финансовых ресурсов для развития мясного скотоводства, а источники государственной поддержки весьма ограничены. Таким образом, наибольшие возможности быстрыми темпами увеличивать концентрацию мясного производства имеют вертикально интегрированные структуры (агрохолдинги и другие крупные агробизнесовые формирования). В связи с этим мы предлагаем из трех предусмотренных Программой моделей признать приоритетной индустриальную модель развития мясного скотоводства на принципах крупного бизнеса.

Мы исходим из того, что именно благодаря концентрации мясного скотоводства (переходу на так называемые индустриальные модели выращивания животных -- модели IFAP (Industrial Farm Animal Production), которые начали распространяться с 1930-х годов в США, а с 1970-х -- в латиноамериканских и других странах мира) удалось снизить себестоимость производства продукции мясного скотоводства и обеспечить доступные цены на красное мясо для населения развивающихся стран [6]. Преимущества концентрации мясного скотоводства в крупных хозяйствах специализированных зон достигаются за счет внедрения современных инновационных технологий интенсивного откорма, использования квалифицированных специалистов, лучшего доступа к финансовым ресурсам и рынкам сбыта, вертикальной интеграции -- от производства кормов и других ресурсов до переработки и реализации продукции, выхода на экспортные рынки.

Предоставление приоритетности индустриальной модели даст реальную возможность вывести мясное скотоводство Украины из кризисного состояния, тем более, что традиции выращивания мясных пород скота на индустриальной основе еще не утрачены. По такой модели на базе коллективных и государственных хозяйств мясное скотоводство в Украине развивалось с 1950-х годов. Возрождение отрасли на новой основе позволит обеспечить ценовую доступность для населения мяса крупного рогатого скота в условиях роста мировых цен на продовольствие, а также стандарты качества продукции для выхода на внешние рынки.

Наши оппоненты критикуют индустриальную модель за возможные негативные социальные и экологические последствия крупномасштабного интенсивного производства мясной животноводческой продукции. Вопрос негативного влияния интенсивных технологий на окружающую среду и сельскую местность активно дискутируется в научных и экспертных кругах не только в Украине, но и во всем мире [6; 7]. Опыт западных стран показывает пути решения вопросов уменьшения негативного влияния индустриальных систем производства мяса крупного рогатого скота на окружающую среду (табл. 2).

Развитие технологий позволяет уменьшить нагрузку интенсивного скотоводства на водные и земельные ресурсы. Так, в результате их внедрения в мясном скотоводстве США на каждый фунт произведенной говядины в 2007 г. расходовалось на 14% меньше воды и на 34% -- земельных ресурсов, чем в 1977 г. [8]. Кроме того, новые технологии в мясном скотоводстве позволяют поддерживать животных в надлежащем состоянии, упреждать и контролировать болезни, улучшать усвоение кормов животными, что также способствует уменьшению негативного влияния на окружающую среду.

Правительства многих стран и местная власть вводят суровые ограничения для развития индустриальных систем в скотоводстве. Такие системы существуют, например, в Канаде. В частности, ограничения в провинции Саскачеван требуют от операторов интенсивного скотоводства планов по накоплению и управлению отходами производства с учетом того, чтобы не наносить вред водным ресурсам [9; 10].

В ЕС действует система нормативно-правовых актов, обеспечивающих взаимосвязь мер по защите окружающей среды с программами поддержки производства отдельных видов продукции -- так называемые акты "взаимного согласования" (compulsory cross-compliance). Все фермеры, получающие европейскую бюджетную поддержку, в ответ обязуются соблюдать определенные правила технического регулирования и стандарты. Законодательство ЕС устанавливает 18 приоритетных стандартов по охране окружающей среды, безопасности продовольствия, здоровья животных и условиям их содержания.

Создавать животноводческие комплексы мясной специализации можно несколькими путями. В племенных хозяйствах применяют чистопородное разведение скота за счет:

-- собственного воспроизводства либо закупок чистопородных животных (телок или нетелей);

-- трансплантации эмбрионов мясного скота;

-- скрещивания имеющегося в хозяйстве маточного поголовья с использованием спермы мясных быков.

Такие направления заложены, например, в программы и проекты развития мясного скотоводства Российской Федерации, Казахстана и Беларуси, которые имеют четкую целевую направленность на развитие именно этой специализированной отрасли. Учитывая зарубежный опыт и реальные возможности отечественного аграрного сектора, считаем целесообразным выделить в рамках национального пилотный проект, направленный на формирование основы мясного скотоводства в Украине. Он должен включать строительство новых высокотехнологичных животноводческих комплексов в наиболее благоприятных регионах Украины, которые не только обеспечат увеличение объемов производства конкурентоспособной мясной продукции, но и создадут базу для восстановления и наращивания генетического потенциала мясного животноводства за счет привлечения высокопродуктивных племенных ресурсов лучших элитных мясных пород крупного рогатого скота.

Таблица 2

Преимущества, риски и пути минимизации рисков индустриальной модели развития мясного скотоводства

Преимущества

Риски

Пути снижения рисков

Для отрасли:

ускорение процесса возро-

ждения мясного скотовод-

ства за счет привлечения

частных инвестиций;

более низкая себестоимость и более высокая конкурентоспособность продукции за счет:

- экономии на масштабе;

- интенсивных технологий;

- высокопродуктивного

стада;

- современных методов

организации производства и сбыта;

- лучшего доступа к

финансовым ресурсам;

- использования

высококвалифицированных специалистов;

- вертикальной интеграции;

- лучшего доступа к рынкам сбыта;

- введения систем

управления качеством.

Для общества:

ценовая доступность мяса

для населения;

создание потенциала для

наращивания экспорта;

уменьшение импортозави-

симости на рынке мяса;

создание рабочих мест в

сельской местности

Для здоровья человека:

скопление животных способ-

ствует распространению инфек-

ционных болезней;

использование большого коли-

чества антибиотиков снижает

качество продукции.

Экологические:

критический уровень загрязне-

ния почв, грунтовых вод и эко-

системы в целом.

Экономические для сельских

общин:

потеря источников доходов

сельских домохозяйств из-за

невозможности конкурировать с интенсивными производствами;

уменьшение возможностей

местных бюджетов для поддержки развития сельской социальной инфраструктуры вследствие того, что крупные агробизнесовые структуры, как правило, не являются налогоплательщиками в сельские местные бюджеты

Для здоровья:

внедрение современных

технологий, в том числе

в ветеринарной медицине.

Экологических:

развитие технологий,

которые уменьшают

негативное влияние на

водные и земельные

ресурсы;

регуляторные требования со стороны государственной и местной власти, касающиеся накопления отходов производства и управления ими;

использование отходов

скотоводства для произ-

водства альтернативных

источников энергии и

органических удобрений.

Экономических:

внедрение механизмов

взаимодействия с дру-

гими формами хозяйство-

вания: продажа телок

мясных пород репродук-

тивного возраста, а так-

же нетелей (оплодотворенных телок) сельскохозяйственным

предприятиям и другим

хозяйствующим структурам для дальнейшего разведения племенного скота или получения высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота (телят);

реализация телят хозяйствами населения в комплексы интенсивного откорма на выгодных условиях;

внедрение системы производственных контрактов сотрудничества между комплексами интенсивного откорма и хозяйствами населения

В рамках проекта необходимо предусмотреть создание системы утилизации отходов животноводства. В частности, использование навоза должно быть тесно связано с растениеводством и удовлетворять потребности в органических удобрениях как внутренние, так и хозяйств-соседей.

Альтернативным или дополнительным направлением утилизации навоза является его переработка на биогаз.

В соответствии с Положением о проектах по приоритетным направлениям социально-экономического и культурного развития (национальные проекты), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.12.2010 № 1255, и действующими бюджетными программами поддержки сельского хозяйства, определим следующие формы государственной финансовой поддержки Проекта развития мясного скотоводства:

-- привлечение средств от международных финансовых организаций, согласно заключенным международным договорам, одной из сторон которых является Украина (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития);

-- привлечение компанией, которая управляет проектом, средств от финансовых кредитных учреждений с предоставлением государственных гарантий по ее долговым обязательствам;

-- прямое финансирование из госбюджета мер по реализации Проекта с фиксированием его отдельной строкой в разделе "Распределение расходов Государственного бюджета";

-- финансирование за счет средств госбюджета, предусмотренных программами государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-- финансирование за счет средств местных бюджетов;

-- косвенное финансирование -- освобождение участников Проекта от таможенных и налоговых платежей при реализации его мероприятий.

Учитывая весомую роль хозяйств населения в производстве мяса крупного рогатого скота и доходов от личных крестьянских хозяйств в структуре доходов сельского населения, целесообразно сохранять действующие механизмы поддержки производства мяса крупного рогатого скота в хозяйствах населения и фермерских хозяйствах, а также в сельскохозяйственных предприятиях.

При этом между всеми моделями могут развиваться такие механизмы взаимодействия при приоритетном становлении интенсивного крупномасштабного производства мясной продукции, как:

-- продажа телок репродуктивного возраста и нетелей;

-- реализация телят хозяйствами населения непосредственно в комплексы интенсивного откорма;

-- развитие системы производственных контрактов, позволяющих внедрять механизмы вертикальной интеграции на основе распределения и взаимодополнения функций крупнотоварного индустриального производства и производства в хозяйствах населения, ориентированных на уменьшение негативной социальной и экологической нагрузки от внедрения интенсивных технологий [11].

Как видим, реализация данного Проекта не означает отказ от поддержки других моделей развития мясного животноводства, а наоборот, дает им шанс.