logo
Совершенствование управления сбытом молока

1.2. Состояние Российского рынка молока и молочной продукции

Значение скотоводства в народном хозяйстве определяется прежде всего высокими питательными свойствами его продукции. По пищевым достоинствам молоко занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. По научно обоснованным нормам питания на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 392 кг, из них цельного молока 120 кг, обезжиренного 16,8 кг, творога 8 кг, сыра и брынзы 6,6 кг, сметаны 5,8 кг, сливочного масла 6 кг.

Современный рынок молока и молочный продуктов в Российской Федерации достаточно насыщен. Доля импортного продовольствия в общих ресурсах молока сократилась с 13,3% в 1995 году до 10,3% в январе - сентябре 2003 года. Однако, по отдельным видам продукции импорт остается значительным. Это относится, прежде всего, к животному маслу (свыше 33% в 2002г), сгущенным молочным продуктам (29,9%), а также к сырам и сухому молоку.

Сокращение импорта связано прежде всего с увеличением объемов собственного производства. В 2003 году по сравнению с 1995 годом возросла выработка цельномолочной продукции на 3,4%, жирных сыров на 43%, молочных консервов на 30%, мороженого на 55%.

По всей вероятности все еще будет высока доля импорта масла из-за невысокой рентабельности его производства и из-за недостатка молока в связи с ростом объемов цельномолочной продукции (примерно на 500 тыс. тонн в год). Расширяется ассортимент: сегодня на прилавках много йогуртов, бифидо-, творожных продуктов с плодово-ягодными наполнителями, смесей сложного сырьевого состава, а также с более длительными сроками реализации. Кроме того, широко представлены традиционные для страны кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин, сметана, творог, сливки, сырки и сырково-творожные изделия. Доля национальных продуктов, несмотря на бурный рост производства йогуртов, составляет около 70% кисломолочной продукции.

Крупные отечественные молочные компании активно влияют на рынок. Это выражается в постоянном обновлении ассортимента, его рекламной поддержке, выпуске товара по торговым маркам и конечно, в улучшении качества. Мощная реклама позволила только с 1999 года по 2003 год увеличить производство йогуртов в 2,8 раза (с 86 тыс. тонн до 238,5 тыс. тонн), творожных продуктов с плодово-ягодными наполнителями - почти в 19 раз (с 0,7 тыс. тонн до 13,1 тыс. тонн).

Растет выработка твердых и мягких сыров, вологодского масла. Объемы розничной торговли молочными продуктами после спада в 1999 году, вызванного предшествующим кризисом в 1998 году полностью восстановились и постоянно увеличиваются. По данным Госкомстата Российской Федерации, в 2002 году по сравнению с 2001 годом розничная продажа животного масла увеличилась на 7,5% (в 2002 году - на 4,7% по сравнению с 2001 годом), цельномолочной продукции - на 0,4% (на 4,6%), жирных сыров - на 6,2% (на 29,4%). По оценке, в 2002 году было продано молочных продуктов на 6% больше уровня 2001 года.

Значительное их количество реализуется на оптовом рынке. В 2002 году по сравнению с 2001 годом продажа масла здесь увеличилась на 15,3%, жирных сыров - на 24,5%.

Малообеспеченное население страны предпочитает покупать продукты на продовольственных и смешанных рынках, где по сравнению с магазинами розничные цены значительно ниже. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 июля 2003 года в стране функционировало более 518 тыс. вещевых, смешанных и продовольственных рынков и по сравнению с 2000 годом их количество увеличилось на 19%. Здесь реализуется до 20% цельномолочной продукции, животного масла и сыров.

В последние годы отмечается более умеренный рост цен на молочном рынке, а в 2003 году долгое время они были меньше, чем в декабре 2002 года. То же самое наблюдалось и с сырым молоком. В мае - октябре 2003 года цены на него в среднем были на четверть ниже, чем в первом квартале, и только в конце года достигли уровня января - марта.

Во внешней торговле молочными продуктами сегодня экспорт преобладает над импортом, что нехарактерно для стран с развитой рыночной экономикой. По данным Экономического центра Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) экспортировано 3,3 тыс. тонн йогурта, 5 тыс. тонн масла, 48,7 тыс. тонн сгущенного молока и сливок, что составляет 20% от их производства.

Ранее в другие страны поставлялось также значительное количество казеина (примерно 15-16 тыс. тонн в год), однако, с падением мировых цен на него и недостатком обезжиренного молока производство и экспорт резко сократились.

Российская Федерация по объемам производства молока занимает третье место в мире после Индии и США. Следовательно, потенциал экспортных поставок, особенно йогуртов, выпуск которых растет, есть. Сегодня Россия - один из мировых лидеров по производству сгущенных молочных консервов. Улучшение их качества после перехода на классические технологии позволяет увеличить экспорт этого продукта не только в СНГ и страны ближнего Зарубежья, но и в другие регионы мира.

Неплохие перспективы в наращивании экспорта в сыроделии. Крупные отечественные и зарубежные молочные компании, работающие на Российском рынке, начали вкладывать средства в его развитие. Немецкая фирма "Хохланд" инвестировала 7 млн. долларов США в производство сыров на территории России, французская "Лакталис" строит сырозавод в подмосковной Истре, у компании "Вимм-Билль-Данн" также есть планы в этом направлении.

В Калужской области производство молока является одним из ведущих направлений в сельскохозяйственном производстве и, несмотря на это, в период с 1999 года по 2003 год прослеживается тенденция спада производства. (таблица 1.2)

Таблица 1.2

Динамика производства молока во всех категориях хозяйств Калужской области

Показатели

1999г.

2000 г.

2001г.

2002г.

2003г.

Производство молока, тыс. тонн

176,6

169,4

181,5

168,2

167,9

С 2000 года в потреблении населением области мясомолочных продуктов наблюдалась стабилизация и даже некоторый рост показателей. Среднедушевое потребление молока и молокопродуктов с 1999 по 2002 годы увеличилось на 2,6%. Вместе с тем объемы их потребления еще значительно ниже, чем были в начале 90-х годов.

Из 17 областей, входящих в центральный федеральный округ, по уровню потребления мяса и мясопродуктов Калужская область в 2002 году занимала 11 место, молока и молокопродуктов 13 место.

В формировании молока и молокопродуктов доля собственного производства (без учета запасов) в 2002 году составила 88%, что на 2 пункта ниже по сравнению с 2001 годом, и доля ввоза - 10%, что также на 2 пункта ниже, чем в 2002 году.

Фонды личного потребления молока и молокопродуктов формируются за счет объемов собственного производства, в 2001 году - на 86%, в 2002 году - на 81%.

Во всех категориях хозяйств области в 2002 году по сравнению с 2001 годом производство молока сократилось в среднем на 7%.

Продуктивность дойного стада повысили 180 хозяйств или 60% от их общего количества. Более 200 кг прибавки молока на корову получили 90 хозяйств.

Производство молока возросло в 10 районах и пригородных хозяйствах г. Калуги. Наиболее высокое производство молока в Жуковском - 20,0 тыс. тонн, Ферзиковском - 17,1 тыс. тонн, Боровском - 15,7 тыс. тонн, Малоярославецком - 11,7 тыс. тонн, и Перемышльском - 11,2 тыс. тонн районах.

Снизили производство молока 11 районов, в том числе наиболее значительное снижение допустили: Ульяновский район - на 17,9%, Мещевский и Мосальский районы - на 14,4%, Бабынинский - на 7,9%, Спас-Деменский - на 7,5% и так далее.

В апреле 2003 года молоко в хозяйствах области закупалось в диапазоне от 3,62 до 6,1 руб. за килограмм.

Продуктивность коров во многом определяется уровнем их кормления. Для обеспечения животноводческой отрасти кормами в области используется около 65% сельхозугодий. Расход кормов на одну голову КРС по Калужской области, в среднем за последние годы составили 28,6 ц кормовых единиц. В целом на долю кормов приходится более половины всех затрат связанных с производством.

Одним из недостатков в структуре отраслей сельского хозяйства является диспропорция между уровнем кормопроизводства и поголовьем скота, генетический потенциал, который используется лишь на 50-60%.

Производству молока уделяется большое внимание. За три последних года около 100 млн. руб. вложено в переоснащение и модернизацию перерабатывающих предприятий, установлено более сотни упаковочных и иных технологических автоматов. В Калужской области около 50 предприятий, перерабатывающих молоко от коров из коллективного и частного секторов экономики. [57, с.23]

В общем, радикальных изменений в молочной промышленности в ближайшие несколько лет не прогнозируют. Рынок, скорее всего, будет расти примерно на 6-8% в год.

В целом спрос на молочную продукцию увеличится, а крупнейшие компании продолжат внедрение в другие регионы России. Наиболее успешной окажется деятельность тех, кто сумеет инвестировать развитие производства, а также четко выстроить маркетинговую и рекламную политику.

В целях активизации молочного рынка Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) должен проводить значительную организационно- техническую работу в Российской Федерации, которая в современных условиях может играть важную роль для объединения усилий производителей молока.

В целом анализ рынка молочной продукции показал, что Российская Федерация по объемам производства молока занимает третье место в мире, следовательно, потенциал экспортных поставок растет. В том числе в Калужской области производство молока является одним из ведущих направлений в сельскохозяйственном производстве и, несмотря на это, в период с 1999 по 2003 год прослеживается тенденция спада производства молока.