1.2. Состояние Российского рынка молока и молочной продукции
Значение скотоводства в народном хозяйстве определяется прежде всего высокими питательными свойствами его продукции. По пищевым достоинствам молоко занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. По научно обоснованным нормам питания на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 392 кг, из них цельного молока 120 кг, обезжиренного 16,8 кг, творога 8 кг, сыра и брынзы 6,6 кг, сметаны 5,8 кг, сливочного масла 6 кг.
Современный рынок молока и молочный продуктов в Российской Федерации достаточно насыщен. Доля импортного продовольствия в общих ресурсах молока сократилась с 13,3% в 1995 году до 10,3% в январе - сентябре 2003 года. Однако, по отдельным видам продукции импорт остается значительным. Это относится, прежде всего, к животному маслу (свыше 33% в 2002г), сгущенным молочным продуктам (29,9%), а также к сырам и сухому молоку.
Сокращение импорта связано прежде всего с увеличением объемов собственного производства. В 2003 году по сравнению с 1995 годом возросла выработка цельномолочной продукции на 3,4%, жирных сыров на 43%, молочных консервов на 30%, мороженого на 55%.
По всей вероятности все еще будет высока доля импорта масла из-за невысокой рентабельности его производства и из-за недостатка молока в связи с ростом объемов цельномолочной продукции (примерно на 500 тыс. тонн в год). Расширяется ассортимент: сегодня на прилавках много йогуртов, бифидо-, творожных продуктов с плодово-ягодными наполнителями, смесей сложного сырьевого состава, а также с более длительными сроками реализации. Кроме того, широко представлены традиционные для страны кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин, сметана, творог, сливки, сырки и сырково-творожные изделия. Доля национальных продуктов, несмотря на бурный рост производства йогуртов, составляет около 70% кисломолочной продукции.
Крупные отечественные молочные компании активно влияют на рынок. Это выражается в постоянном обновлении ассортимента, его рекламной поддержке, выпуске товара по торговым маркам и конечно, в улучшении качества. Мощная реклама позволила только с 1999 года по 2003 год увеличить производство йогуртов в 2,8 раза (с 86 тыс. тонн до 238,5 тыс. тонн), творожных продуктов с плодово-ягодными наполнителями - почти в 19 раз (с 0,7 тыс. тонн до 13,1 тыс. тонн).
Растет выработка твердых и мягких сыров, вологодского масла. Объемы розничной торговли молочными продуктами после спада в 1999 году, вызванного предшествующим кризисом в 1998 году полностью восстановились и постоянно увеличиваются. По данным Госкомстата Российской Федерации, в 2002 году по сравнению с 2001 годом розничная продажа животного масла увеличилась на 7,5% (в 2002 году - на 4,7% по сравнению с 2001 годом), цельномолочной продукции - на 0,4% (на 4,6%), жирных сыров - на 6,2% (на 29,4%). По оценке, в 2002 году было продано молочных продуктов на 6% больше уровня 2001 года.
Значительное их количество реализуется на оптовом рынке. В 2002 году по сравнению с 2001 годом продажа масла здесь увеличилась на 15,3%, жирных сыров - на 24,5%.
Малообеспеченное население страны предпочитает покупать продукты на продовольственных и смешанных рынках, где по сравнению с магазинами розничные цены значительно ниже. По данным Госкомстата Российской Федерации, на 1 июля 2003 года в стране функционировало более 518 тыс. вещевых, смешанных и продовольственных рынков и по сравнению с 2000 годом их количество увеличилось на 19%. Здесь реализуется до 20% цельномолочной продукции, животного масла и сыров.
В последние годы отмечается более умеренный рост цен на молочном рынке, а в 2003 году долгое время они были меньше, чем в декабре 2002 года. То же самое наблюдалось и с сырым молоком. В мае - октябре 2003 года цены на него в среднем были на четверть ниже, чем в первом квартале, и только в конце года достигли уровня января - марта.
Во внешней торговле молочными продуктами сегодня экспорт преобладает над импортом, что нехарактерно для стран с развитой рыночной экономикой. По данным Экономического центра Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО) экспортировано 3,3 тыс. тонн йогурта, 5 тыс. тонн масла, 48,7 тыс. тонн сгущенного молока и сливок, что составляет 20% от их производства.
Ранее в другие страны поставлялось также значительное количество казеина (примерно 15-16 тыс. тонн в год), однако, с падением мировых цен на него и недостатком обезжиренного молока производство и экспорт резко сократились.
Российская Федерация по объемам производства молока занимает третье место в мире после Индии и США. Следовательно, потенциал экспортных поставок, особенно йогуртов, выпуск которых растет, есть. Сегодня Россия - один из мировых лидеров по производству сгущенных молочных консервов. Улучшение их качества после перехода на классические технологии позволяет увеличить экспорт этого продукта не только в СНГ и страны ближнего Зарубежья, но и в другие регионы мира.
Неплохие перспективы в наращивании экспорта в сыроделии. Крупные отечественные и зарубежные молочные компании, работающие на Российском рынке, начали вкладывать средства в его развитие. Немецкая фирма "Хохланд" инвестировала 7 млн. долларов США в производство сыров на территории России, французская "Лакталис" строит сырозавод в подмосковной Истре, у компании "Вимм-Билль-Данн" также есть планы в этом направлении.
В Калужской области производство молока является одним из ведущих направлений в сельскохозяйственном производстве и, несмотря на это, в период с 1999 года по 2003 год прослеживается тенденция спада производства. (таблица 1.2)
Таблица 1.2
Динамика производства молока во всех категориях хозяйств Калужской области
Показатели |
1999г. |
2000 г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
|
Производство молока, тыс. тонн |
176,6 |
169,4 |
181,5 |
168,2 |
167,9 |
С 2000 года в потреблении населением области мясомолочных продуктов наблюдалась стабилизация и даже некоторый рост показателей. Среднедушевое потребление молока и молокопродуктов с 1999 по 2002 годы увеличилось на 2,6%. Вместе с тем объемы их потребления еще значительно ниже, чем были в начале 90-х годов.
Из 17 областей, входящих в центральный федеральный округ, по уровню потребления мяса и мясопродуктов Калужская область в 2002 году занимала 11 место, молока и молокопродуктов 13 место.
В формировании молока и молокопродуктов доля собственного производства (без учета запасов) в 2002 году составила 88%, что на 2 пункта ниже по сравнению с 2001 годом, и доля ввоза - 10%, что также на 2 пункта ниже, чем в 2002 году.
Фонды личного потребления молока и молокопродуктов формируются за счет объемов собственного производства, в 2001 году - на 86%, в 2002 году - на 81%.
Во всех категориях хозяйств области в 2002 году по сравнению с 2001 годом производство молока сократилось в среднем на 7%.
Продуктивность дойного стада повысили 180 хозяйств или 60% от их общего количества. Более 200 кг прибавки молока на корову получили 90 хозяйств.
Производство молока возросло в 10 районах и пригородных хозяйствах г. Калуги. Наиболее высокое производство молока в Жуковском - 20,0 тыс. тонн, Ферзиковском - 17,1 тыс. тонн, Боровском - 15,7 тыс. тонн, Малоярославецком - 11,7 тыс. тонн, и Перемышльском - 11,2 тыс. тонн районах.
Снизили производство молока 11 районов, в том числе наиболее значительное снижение допустили: Ульяновский район - на 17,9%, Мещевский и Мосальский районы - на 14,4%, Бабынинский - на 7,9%, Спас-Деменский - на 7,5% и так далее.
В апреле 2003 года молоко в хозяйствах области закупалось в диапазоне от 3,62 до 6,1 руб. за килограмм.
Продуктивность коров во многом определяется уровнем их кормления. Для обеспечения животноводческой отрасти кормами в области используется около 65% сельхозугодий. Расход кормов на одну голову КРС по Калужской области, в среднем за последние годы составили 28,6 ц кормовых единиц. В целом на долю кормов приходится более половины всех затрат связанных с производством.
Одним из недостатков в структуре отраслей сельского хозяйства является диспропорция между уровнем кормопроизводства и поголовьем скота, генетический потенциал, который используется лишь на 50-60%.
Производству молока уделяется большое внимание. За три последних года около 100 млн. руб. вложено в переоснащение и модернизацию перерабатывающих предприятий, установлено более сотни упаковочных и иных технологических автоматов. В Калужской области около 50 предприятий, перерабатывающих молоко от коров из коллективного и частного секторов экономики. [57, с.23]
В общем, радикальных изменений в молочной промышленности в ближайшие несколько лет не прогнозируют. Рынок, скорее всего, будет расти примерно на 6-8% в год.
В целом спрос на молочную продукцию увеличится, а крупнейшие компании продолжат внедрение в другие регионы России. Наиболее успешной окажется деятельность тех, кто сумеет инвестировать развитие производства, а также четко выстроить маркетинговую и рекламную политику.
В целях активизации молочного рынка Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) должен проводить значительную организационно- техническую работу в Российской Федерации, которая в современных условиях может играть важную роль для объединения усилий производителей молока.
В целом анализ рынка молочной продукции показал, что Российская Федерация по объемам производства молока занимает третье место в мире, следовательно, потенциал экспортных поставок растет. В том числе в Калужской области производство молока является одним из ведущих направлений в сельскохозяйственном производстве и, несмотря на это, в период с 1999 по 2003 год прослеживается тенденция спада производства молока.
- Глава 1. теоретические основы управления сбытом
- 1.1. Понятие и сущность управления сбытом сельскохозяйственной продукции
- 1.2. Состояние Российского рынка молока и молочной продукции
- Глава 2. Анализ управления сбытом молока в СПК им. чапаева Дзержинского района калужской области
- 2.1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства
- 2.2. Анализ современного состояния управления сбытом молока в СПК им. Чапаева Дзержинского района Калужской области
- 21.4 Управление сбытом
- 2.4.Направления реализации молока
- Организация управления сбытом продукции и направления его совершенствования на предприятиях апк
- 3.5.7. Развитие рынка молока и молочных продуктов
- Концепция совершенствования сбыта
- 34. Совершенствование управления апк. Проблемы апк. Аграрная реформа. Программа совершенствования апк. Уровни управления апк.
- 7. Управление сбытом
- 4.2.2. Рынок сбыта витаминизированного молока
- 2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию систем сбыта