logo
Рынок зерна в России

2. Ограничения, связанные с ценовым регулированием.

Российский зерновой рынок представляет собой симбиоз гарантированного сбыта зерна государству по установленной цене, полностью исключающий ценовую конкуренцию, и свободную продажу зерна по коммерческим каналам сбыта с использованием гибкой системы цен. Существующая методология формирования закупочной цены для поставки в государственные фонды учитывает прежде всего затраты, которые хотело бы и может оплатить государство, а не те затраты, которые фактически складываются у сельхозпроизводителей и которые готовы оплатить иные потребители при конкурентном выборе. Единая цена на закупку продукции в региональные фонды не отражает всех затрат на производство, транспортировку, послеуборочную доработку, погрузочно-разгрузочные работы товаропроизводителей. Различия в уровнях затрат товаропроизводителей вносят не только особенности возделывания зерна в том или ином районе области, но и не дифференцированная государственная поддержка. Устойчивое снижение качества зерна, наблюдаемое за последние годы, говорит о том, что закупочная цена не стимулирует производство зерна высоких потребительских свойств. Необходима система скидок и надбавок за качество зерна. Предложение у зернопроизводителей смещено в сторону реализации зерна не в региональный фонд, а по иным торговым каналам. В сопоставимых величинах цены государственных закупок ниже рыночных. Рыночный механизм цен сегодня не влияет на предложение в региональные фонды, потому что уровень закупочной цены не корректируется сопоставимо с рыночным уровнем. Развитию конкуренции на рынке услуг по хранению зерна препятствуют барьеры, связанные с неразвитостью рыночной (в том числе транспортной) инфраструктуры, а также: ценовое регулирование услуг по хранению зерна для продовольственного фонда. Эти цены за услуги по приему, хранению и переработке зерна элеваторам и хлебоприемными предприятиями не покрывают издержек за оказываемые услуги. Финансовое и хозяйственное положение элеваторов в большей степени зависит от действий государственного заказчика. В условиях монопсонии государственного заказчика и регулирования цен на услуги администрации элеваторов и хлебоприемных предприятий обречены на подавление предпринимательской активности. Они не влияют на размеры дохода, не могут решать вопросы реконструкции и строительства новых емкостей; устранение элеваторов от заготовительной деятельности на рынке зерна. Элеваторы, имея лицензии, осуществляют закупки зерна по поручению заготовителя, осуществляющего государственные закупки, то есть, имея потенциал для самостоятельной заготовительной деятельности, реализуют в основном организационно-производственные функции.

3. Сбытовая стратегия производителей.

В развитии конкуренции на рассматриваемом рынке важную роль играет упорядочение производственных связей сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями, налаживание справедливых (паритетных) экономических отношений. Монопольное воздействие переработчиков на поставщиков сырья проявляется в первую очередь в установлении низких закупочных цен, которое нарушает эффективность и ценовые пропорции в технологической цепи «производство-переработка-торговля». Сельхозпроизводители в условиях неплатежеспособности перерабатывающих предприятий, воздействия государства на экономические факторы (цену, объемы, адреса поставок), «векселизации» и натурализации расчетов между контрагентами вынуждены строить собственные мощности по переработке или пользоваться услугами по переработке на условиях так называемого «давальческого» сырья. Такие отношения между производителями и перерабатывающими предприятиями приводят к недоиспользованию мощностей перерабатывающей промышленности, увеличению себестоимости переработки, приводящей впоследствии к увеличению цены продукции.