logo
Разработка инновационных предложений по оптимизации деятельности ЗАО Молочный завод "Балаковский"

3.3.2 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации

Проанализируем внутреннюю среду организации Молочный завод «Балаковский»

Таблица 3 Анализ внутренней среды предприятия Молочный завод «Балаковский»

Сфера

Факторы

Сильная сторона

Слабая сторона

Кадры

1. Управленческий персонал (стиль управления, квалификация и др.).

2. Мораль и квалификация сотрудников.

3. Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли.

4. Кадровая политика.

5. Использование стимулов для мотивирования выполнения работы.

+

+

+

+

-

Организация общего управления

1. Организационная структура

2. Организация системы коммуникаций.

3. Эффективность общей для всей организации системы контроля.

4. Организационная культура.

+

+

+

+

Торговля

1. Возможность продажи товаров по более низкой цене, чем у конкурентов.

2. Возможность охвата новых рынков.

3. Система контроля запасов товара

+

+

+

Маркетинг

1. Товары, продаваемые фирмой (конкурентоспособность товаров).

3. Организация сбыта: знание потребностей потребителей.

4. Имидж, репутация и качество товара.

5. Методы рекламной работы предприятия в продвижении товара на рынок

6. Ценовая политика.

+

+

+

+

+

-

-

-

-

Финансы

1. Возможность привлечения краткосрочного капитала.

2. Отношение к налогам.

3. Гибкость структуры капитала.

+

+

+

-

Кадры

Управленческий персонал (+).

Необходимо отметить высокий уровень образования управленческого персонала, так как 83,2% всех руководящих работников имеют высшее образование, что способствует повышению уровня организации производства. Основная часть работников с высшим образованием имеет профильное образование. Те же, кто имел среднее специальное образование повышают свой уровень подготовки на заочных отделения высших учебных заведениях. Успехи предприятия достигаются высоким профессионализмом всего коллектива, возглавляемого большим отрядом инженеров, мастерство некоторых из них оценено на конкурсе «Лучший инженер года».

Высшее руководство использует демократический стиль управления, характеризующийся высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Мораль и квалификация сотрудников (+).

Квалификация сотрудников предприятия полностью соответствует текущим задачам предприятия. Все работники организации периодически увеличивают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала и будущим задачам организации. Поведение работников соответствует высоким моральным принципам, принятым в обществе.

Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в целом по отрасли (-).

В соответствии с политикой оплаты труда, по сравнению с другими организациями аналогичного профиля, совокупность выплат работникам несколько ниже, чем у конкурентов. Заработная плата работникам индексируется в соответствии с темпами инфляции, применяется целый ряд надбавок и доплат работникам (за выслугу лет, высокий уровень квалификации и т.д., и т.п.), премий, социальных выплат, что позволяет сохранять кадры и привлекать новых квалифицированных сотрудников. Следует также отметить, что данный показатель находится на уровне среднего по отрасли.

Кадровая политика(+).

Организация имеет постоянную потребность в обеспечении высокой производительности труда работников. Руководство предприятия заботится и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Руководство проводит программы систематического обучения и подготовки работников в учебно-курсовом комбинате, расположенном на территории завода, помогая полному раскрытию их возможностей в организации. Отдел кадров решает задачи обеспечения производственной программы соответствующими кадрами, осуществляет наем, расстановку и увольнение, анализирует движение кадров и дисциплину труда, занимается кадровым делопроизводством. Основным направлением кадровой политики является стремление омоложения состава работающих и приведение показателей нарушения трудовой дисциплины к 0 %, посредством мер дисциплинарного характера.

Использование стимулов для мотивирования выполнения работы (+).

Для мотивирования выполнения работы используется материальное поощрение в виде приработка, премий. Ежемесячный приработок распределяется между рабочими в зависимости от качества выполненной работы. Также используются и нематериальные стимулы: продвижение по службе, стажировки, гибкий график работы, дополнительный отпуск.

Организация общего управления.

Организационная структура (+).

В Молочный завод «Балаковский» разработана система должностных инструкций, которая представляет собой перечень основных обязанностей , требующихся знаний и навыков , а также прав работника. Она разрабатывается по всем должностям и специальностям организации.

Организация системы коммуникаций (+).

В Молочный завод «Балаковский» действует внутренняя телефонная связь между цехами, бухгалтерией, отделами, руководителями подразделений. Также налажено сетевое окружение на установленных компьютерах, что облегчает работу бухгалтерии. Сочетание таких средств коммуникации, как совещания, служебные записки, телефонные переговоры, формальные отчеты позволили в конечном счете оперативно доводить информацию до многих работников предприятия. Также на предприятии работает внутризаводское радио, благодаря которым руководство имеет возможность передавать информацию на все уровни сразу.

Эффективность общей для всей организации системы контроля (+)

На комбинате контроль за выполнением принятых решений ведут начальники подразделений, которые подчиняются Генеральному директору. Ежедневно Генеральный директор проводит оперативные совещания, на которых присутствующие начальники отделов, от которых зависит производство, отчитываются о проделанной работе. Также на предприятии ежегодно проводится инвентаризация материальных запасов и аудиторские проверки. Эффективность общего контроля имеет положительный результат, дисциплинирует работников.

Организационная культура (+).

Организационная культура Молочный завод «Балаковский» выполняет интегрирующую функцию, т.е. объединяет работников в их повседневной деятельности, формирует общую для всех психологию, чувство принадлежности к комбинату, гордость за него. Она решает проблему приспособления людей друг к другу и к организации с помощью участия в различных производственных и досуговых мероприятиях: «Лучший по профессии», проведение спортивных семейных соревнований и т.д. Все это помогает работникам устанавливать контакты между собой.

Торговля

Возможность охвата новых рынков (+).

Месторасположение предприятия и постоянно увеличивающаяся номенклатура товарного ассортимента позволяет выходить на новые рынки как с принципиально новой продукцией, так и уже известной покупателям.

Возможность продажи по более низкой цене, чем у конкурентов (+).

Благодаря вводимым технологическим новшествам, себестоимость продукции снижается, что делает ее более привлекательной, чем у конкурентов.

Система контроля запасов товара (+).

На складах сконцентрированы все запасы произведенной продукции, которые отражены в бухгалтерской отчетности и занесены в компьютер по виду и ассортименту. Каждое поступление и отпуск со складов также отражаются в бухгалтерских проводках, что позволяет иметь оперативные сведения о наличии продукции на предприятии. В связи с тем, что предприятие работает с постоянными клиентами по заказу и по предоплате, продукция практически не залеживается на складах.

Маркетинг

Товары, продаваемые предприятием (+-).

Специфика алкогольной продукции такова, что она пользуется постоянным спросом и практически не подвержена сезонным и др. колебаниям. Ценовая политика, качество продукции и продолжительное время нахождения на рынке алкогольной продукции делают товары предприятия конкурентными. Но конкуренция на этом рынке очень высока.

Организация сбыта: знание потребностей потребителей (+-).

На комбинате имеется специальная служба маркетинга и сбыта продукции, которая ведет постоянную работу с клиентами для выявления недостатков продукции и пожеланий по расширению ассортимента, установлению цены и пр. Но структура предприятия такова, что результаты опросов и анкетирования не всегда своевременно поступают заинтересованным службам.

Имидж, репутация и качество товара(+).

Продукция Молочный завод «Балаковский»- гарантия качества. Выпускаемая комбинатом продукция разнообразная, экологически чистая, признана потребителем и является победителем многих конкурсов, как в России, так и за рубежом.

Методы рекламной работы предприятия в продвижении товара на рынок (+-)

Все расходы, связанные с рекламной деятельностью предприятия, включаются в себестоимость продукции. Выделение средств на рекламную компанию зависит от объема реализованной продукции. Рекламная компания проводится в СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты), а также на выставках, салонах, в которых предприятие принимает участие.

Ценовая политика(+-)

Проводимая ценовая политика ориентируется в основном только на 2 фактора: 1) себестоимость изделия; 2) цены конкурентов - неосновной фактор. Не учитываются: 1) стратегическое положение предприятия; 2) условия отгрузки; 3) ценовая дифференциация.

Ошибочной является практика установления цены на продукт, исходя из простого сравнения с ценами конкурентов.

Финансы

Возможность привлечения краткосрочного капитала (+)

Для развития своей деятельности, расширения производства, приобретения сырья, материалов предприятию недостаточно средств. Поэтому предприятие открыло в ОАО «УралСиб» и ОАО «Региональный банк развития» кредитные линии. Это удобно и для банка и для заемщика. Банк дает определенную сумму на повторяющейся основе и на короткий срок. Цель кредитной линии заключается в ускорении процедуры займа денег, чтобы предприятию не приходилось подавать новую заявку на рассмотрение. Это достаточно легкий и незамедлительный доступ к финансированию в условиях стесненного денежного рынка.

Отношение к налогам (+-)

Эта категория носит противоречивый характер. Выплата налогов приводит к уменьшению распределяемой прибыли, сдерживает экономический рост предприятия. С другой стороны налогообложение способствует улучшению социального положения трудящихся.

Гибкость структуры капитала (+)

Наиболее очевидным вариантом повышения ценности предприятия является инвестирование в новые активы, приносящие доход. На основании финансовой оценки руководство предприятия решило направлять средства в более выгодное и пользующееся спросом на данный момент производство водки. При увеличении объема продаж водки увеличатся и денежные поступления. Растущие объемы продаж могут оправдать вложения в расширение производственных мощностей, вызвать прирост оборотного капитала.