Пути повышения эффективности отрасли животноводства в СПК племзавод "Овцевод" Марьяновского района Омской области

дипломная работа

1.2 Сущность рыночной эффективности сельскохозяйственной продукции и пути ее достижения

Эффективность, как экономическая категория, имеет латинское происхождение и означает результативность, доходность. С эффективностью тесно связан еще один термин - эффект, т.е. результат целенаправленных действий, последствия изменения состояния определённого объекта, обусловленного действием внешнего или внутреннего фактора. Тем не менее, каким бы важным не был эффект производства, он не показывает, ценой каких ресурсов получен. Один и тот же эффект может быть получен с разным уровнем использования ресурсов и, наоборот, одинаковые ресурсы могут дать разный эффект. Таким образом, для определения эффективности производства необходимо сравнивать достигнутый эффект с затратами, которые обеспечили его получение.

Рыночная эффективность определяет, насколько полно удовлетворяются запросы потребителя продукции, работ или услуг по сравнению с альтернативными способами их удовлетворения. То есть рыночная эффективность определяет конкурентоспособность предприятия и производимой им продукции [25].

В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, его устойчивое положение на рынке товаров определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Это понятие включает в себя совокупность экономических, технических и эксплуатационных параметров, которые позволяют выдержать конкуренцию с другими аналогичными предприятиями/товарами/услугами. Оно характеризует возможности и динамику приспособления фирмы к условиям рыночной конкуренции. В современной экономике различают конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара (продукции).

Под конкурентоспособностью предприятия понимается текущее положение предприятия на рынке, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов и тенденции его изменения.

Важный аспект такой конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем, как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются:

1. Финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства;

2. Степень конкурентоспособности рынка;

3. Величина платежеспособного спроса;

4. Инфраструктура рынка;

5. Протекционистская политика по отношению к отечественным производителям;

6. Стандартизация и сертификация продукции;

7. Уровень информированности о рыночной конъюнктуре;

8. Природно-климатические условия.

Внутренние факторы конкурентоспособности:

Конкурентоспособность продукции;

Финансовое состояние предприятия;

Маркетинговая деятельность;

Организация и управление производством;

Инновационная деятельность и технологии;

Размер предприятия [3].

Конкурентоспособная продукция - это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами и пользующаяся в результате повышенным спросом. Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для сельскохозяйственных товаров. Конкурентоспособность - это решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке. Конкурентоспособность продукции -- это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени. Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее себестоимости, качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. Основную роль играют цена и качество товара. Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов. Именно полную себестоимость учитывают при установлении цены. Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие. Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукций по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда. Чем больше разность между среднеотраслевой и индивидуальной себестоимостью тем более конкурентоспособна выпускаемая продукция. Исходя из полной себестоимости на предприятии разрабатывается политика цен, в зависимости от задач, которыми могут быть: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и т.д.[6]

Качество продукции - совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Конкурентоспособность - это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным. Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции. Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства могут способствовать интеграция сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создание инфраструктуры рынка продукции (хранилища, холодильные хозяйства, транспортное обслуживание); совершенствование региональной структуры производства (в том числе определение оптимальных зон и концентрации производства сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока для удовлетворения потребностей области); государственная поддержка развития социальной сферы на селе [25].

В сельском хозяйстве особое влияние на формирование конкуренции оказывает взаимоотношения между хозяйствами-производителями сельскохозяйственной продукции и предприятиями переработки. Конкуренция между ними проявляется на рынке сбыта продукции, в установлении цены на продукцию сельского хозяйства, которая для перерабатывающего предприятия является сырьем. Судить об этом можно по величине доли закупочной цены в розничной цене продукта. По всем видам сельскохозяйственной продукции, кроме мяса, доля цены продаж в розничной цене не превышает 40%. Такие условия не способствуют повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, так как они негативно сказываются на развитии производства.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в агропромышленном производстве, требует выработки четких мер, направленных на повышение конкурентоспособности его продукции.

Для повышения конкурентоспособности в целом необходимо сосредоточиться на улучшении её показателей, в первую очередь повышении качества и снижении себестоимости.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа предприятия. Если продукция является общепризнанной по качеству, то предприятию не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей. Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:

1. выявить потребителей и определить их требования к продукции;

2. преобразовать требования потребителя в технические условия;

3. определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;

4. оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда.

Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям:

1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

2. Потери в производственной инфраструктуре.

3. Дополнительные затраты на ремонт техники

4. Потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин.

5. Дефицитность продукции.

6. Падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях.

Недостаточное удовлетворение потребностей - производственно-технических и личных. В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь [3].

Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, изменение конструкции и технических характеристик изделий, прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта. По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года. При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов. Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции [3].

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются [3].

В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости [3].

Величина резерва снижения себестоимости единицы продукции может быть определена по формуле:

(1)

где С1 и СВ - фактический и возможный уровень себестоимости единицы продукции,

З 1 - фактические затраты на производство продукции,

- резерв сокращения затрат на производство продукции,

З Д - дополнительные результаты, необходимые для освоения резервов снижения себестоимости,

- фактический объем и резерв увеличения выпуска продукции соответственно[25].

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях [25].

Таким образом, наиболее значимыми показателями для определения рыночной эффективности производства сельскохозяйственной продукции являются их цена, качество и себестоимость.

Делись добром ;)