logo
Пути повышения экономической эффективности производства яиц на примере ОАО "Барановичская птицефабрика"

1.1 Роль, место и значение продукции птицеводства в продовольственной базе населения и экономике АПК

Птицеводство является самой скороспелой и экономически выгодной отраслью животноводства. Оно обеспечивает население высокопитательными диетическими продуктами питания, а промышленность сырьем и имеет ряд существенных преимуществ перед другими отраслями животноводства: высокую оплату корма приростом живой массы птицы, быстрой энергией роста, скороспелостью, относительно дешевой и более доступной для населения продукцией.

В рыночных условиях хозяйствования большинство производителей продукции птицеводства принимают решения о том, что и в каком объеме производить и реализовывать. Это обусловлено возрастанием степени их хозяйственной самостоятельности, отказом от системы государственных закупок, усилением конкурентной борьбы на рынке продукции птицеводства, при сокращении поголовья птицы и снижении ее продуктивности в сельскохозяйственных организациях в большинстве российских регионов.

Птицеводство всегда являлось одной из самых эффективных и рентабельных отраслей сельского хозяйства. В результате развития селекции в настоящее время имеется возможность получать большие, чем ранее объемы продукции птицеводства, значительно улучшилось ее качество. В Советском Союзе бум птицеводства пришелся на 60-70-е годы. В это время в стране строились бройлерные птицефабрики, потребление яиц превысило 300 штук на человека в год. В 90-е годы прошлого века, как и все сельское хозяйство, птицеводство переживало не лучшие времена - отрасль пришла в упадок.

В настоящее время в стране происходит возрождение птицеводства. Хотя все еще и приходится закупать «ножки Буша», тем не менее, объем импорта птицеводческой продукции уменьшается. Разведение домашней птицы - вид хозяйственной деятельности с быстрым оборотом капитала. В связи с этим у Республики Беларусь имеется реальная возможность выйти по производству продукции птицеводства на международный уровень, но для этого необходим комплексный подход ведения отрасли с применением мировых технологий.

Развитие рыночных отношений диктует необходимость переориентации отрасли птицеводства на производство конкурентоспособной продукции широкого ассортимента, что требует организации ее эффективной системы производства, переработки и сбыта. При решении этой проблемы необходимо использовать маркетинговый подход как на уровне крупных, так и мелких производителей продукции птицеводства. Развитие маркетинга на региональном рынке продукции птицеводства будет способствовать получению птицеводческими предприятиями и личными подсобными хозяйствами населения необходимой информации по эффективному сбыту своей продукции.

В отечественной и зарубежной практике накоплен значительный опыт по решению проблем развития рынка продукции птицеводства на основе использования маркетинга. При этом маркетинг рассматривается как предпринимательская деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителя к потребителю, а также как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленной на комплексное изучение рынка и его конъюнктуры.

Переход птицепродуктового подкомплекса на рыночные отношения оказался сложным процессом и требует комплексных исследований проблем формирования рыночных структур, обоснования взаимодействия товаропроизводителей и экономических субъектов рынка птицеводческой продукции, формирования более совершенного экономического механизма, развития маркетинга на региональном рынке продукции птицеводства.

Птицеводческий бизнес - составная часть единой системы агробизнеса, в основе которого лежит единый организационно-экономический механизм функционирования, представляющий собой целостную, открытую социально-хозяйственную систему, развивающуюся под воздействием факторов внешней (рыночной) и внутренней среды, опосредованных условиями развития агробизнеса, включающую совокупность многопрофильных предприятий и организаций, целенаправленно участвующих в производстве, заготовке, транспортировке, переработке, хранении и реализации конечного продукта отрасли [9, с. 12].

В контексте рассмотренного подхода к структурной характеристике агробизнеса на рис. 1 представлена блок-схема, отражающая функционально-организационную структуру птицеводческого бизнеса, которая включает в себя пять основных блоков. Организация действенного механизма обновления породного состава птицы должна включать в себя организационные, правовые, финансовые и нормативные институты семеноводческого репродуктивного подкомплекса.

Рис. 1. Функционально-организационная структура птицеводческого бизнеса

Структура птицеводческого бизнеса включает в себя пять основных блоков: обеспечение материально-техническими ресурсами, сектор менеджмента, сектор производства, сектор переработки и сектор маркетинга. Эффективное функционирование птицеводческого бизнеса возможно только при тесной взаимосвязи описанных выше блоков.