logo
Проектирование рубок формирования ландшафтов и мероприятий по благоустройству на территории рекреационной зоны Суводского лесничества

1.4.2 Анализ использования лесов

Основной формой организации использования лесов в Суводском лесничестве является аренда лесных участков. Лесным кодексом РФ предусмотрено 16 видов использования лесов. В Суводском лесничестве осуществляется два вида использования лесов: заготовка древесины и осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (проводится ГОУ СПО «Суводский лесхоз-техникум» на условиях постоянного (бессрочного) пользования), площадь лесного участка 4369 га (6,5%). Величина лесного дохода определяется уровнем платежей за лесные ресурсы. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. В таблице 14 представлен анализ использования лесов на основании договоров аренды.

Таблица 14 - Анализ использования лесов на основании договоров аренды

Вид использования лесов

Ед. изм.

Площадь

Арендная плата

Средняя ставка арендной платы р./ед. изм.

Превышение установленной ставки арендной платы над минимальной, %

га

уд. вес, %

тыс. р.

уд. вес, %

установленная

минимальная

Заготовка древесины

тыс. м3

62542,0

100

16006,3

100

176,1

74,2

237,3

Всего:

тыс. м3

62542,0

100

16006,3

100

х

х

х

В таблице 14 приведены объемы использования лесов по договорам аренды и купли-продажи. Использование лесов на основании договоров аренды осуществляется на заготовку древесины на площади - 62542,0 га (93,5%), где арендная плата составляет 16006,3 тыс. р. (100%). Средняя ставка арендной платы за единицу измерения по установленным ставкам составляет 176,1 руб./ед. изм., минимальная ставка составляет 74,2 руб./ед. изм., превышение установленной ставки арендной платы над минимальной составляет 237,3%. Ставки арендной платы за единицу объёма лесных ресурсов и единицу площади лесного участка, а также ставки платы за единицу объёма заготавливаемой древесины по договору купли-продажи для лесных участков, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством РФ.

Анализ поступления доходов от использования лесов и распределение их по получателям представлен в приложении Ж.

Исходя из данных приложения Ж, можно сделать вывод, что плата за использование лесов всего на отчетный год составляет 17218,0 тыс. р., в том числе федеральный бюджет составляет 7471,7 тыс. р. (43,39%), и бюджет субъектов РФ составляет 9746,3 тыс. р.(56,6%).

Фактические поступления платы в бюджет составляют 14714,9 тыс. р. в том числе федеральный бюджет 6580,1 тыс. р. Отклонения фактически от плановых составляют -2503,1 тыс. руб. (-14.5%) в т.ч. по уровню федерального бюджета -891,6 тыс. р. (-11,93 %) и по уровню бюджета субъекта РФ отклонение -1611,5 тыс. р. (-16,5 %). Заготовка древесины занимает 99,6% от фактического поступления платежей в бюджет. Отклонения фактически от плановых от заготовки древесины составляют -2503,1 тыс. р. (-14.5%) в т.ч. по уровню федерального бюджета -891,6 тыс. р. (-11,93 %) и по уровню бюджета субъекта РФ отклонение -1611,5 тыс. р. (-16,5 %). Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный_бюджет_всего_составляют_77,4_тыс._р.,_(0,4%).

Таблица 15 - Анализ поступления платы за использование лесов в бюджетную систему России

Наименование доходов

Сумма платы за использование лесов в отчетном году, тыс.р.

Фактическая структура платы за использование лесов , %

Выполнение плана по поступлению платы

Количество лесопользователей

Средняя сумма платы за использование лесов, тыс.р.

по плану

фактически поступило в бюджет

+,-, тыс.р.

в % к

плану

Доходы, направляемые в федеральный бюджет - всего

7480,7

6580,1

44,7

-900,6

-12,0

84

78,33

в том числе:

плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений

645,2

645,2

4,4

0

100

59

10,94

плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы

6835,5

5857,5

39,8

-978

-14,3

15

390,50

прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

х

77,4

0,5

-

-

10

7,74

Плата за использование лесов, направляемая в бюджет субъекта Российской Федерации- всего

9357,8

8134,8

55,3

-1223,0

-13,1

135

60,26

в том числе:

плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений

750

0

0

-750

-100

х

0

плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы

8118,7

7645,7

52,0

-473

-5,8

х

509,71

плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

489,1

489,1

3,3

0

100

135

3,62

ИТОГО доходов, направляемых в бюджеты

16838,5

14714,9

100

-2123,6

-12,6

219

67,19

Согласно данным таблицы 15, можно сделать вывод, что доходы, направленные в бюджет составляют фактически всего 6580,1 тыс. р., что меньше запланированных на 900,6 (-12 % к плану), в том числе: плата за использование лесов в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, для выполнения плана по поступлениям платы выполнили план в полном объеме - 645,2 тыс. р.(100%). Плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы составляет 5857,5 тыс. р. (39,8 %), что меньше плана на 978 тыс. р. Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) 77,4 тыс. р. (0,5%). Плата за использование лесов, направляемая в бюджет субъектов составило 8134,8 тыс. р., что на 13,1% меньше плана, в том числе: плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений -750,0 тыс. р. (-100%), плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы всего фактически поступило в бюджет 7645,7 тыс. р., что меньше плана на 473 тыс. р. (-5,8%), плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд 489,1 тыс.р. (5,23%).

Таким образом, средняя сумма платы за использование лесов, направляемых в бюджеты, составила 67,19 тыс. р.

Основным видом использования лесов на территории Суводского лесничества является заготовка древесины. Заготовка осуществляется на основании договоров аренды, договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины. В таблице 16 представлен анализ использования лесов с целью заготовки древесины в разрезе видов оснований.

Таблица 16 - Анализ использования лесов с целью заготовки древесины

Основания для заготовки древесины

S, га

Отпуск леса

Использование установленного отпуска древесины, %

Съем древесины с 1 га, м3/га

установленный

фактический

установленный

Фактический

тыс. м3

в %-х от общего объема

тыс. м3

в %-х от общего объема

1. Договоры аренды лесных участков

62542

120

71,6

90,9

77,8

75,8

1,9

1,5

2. Договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд

45

4,5

2,7

4,5

3,9

100

100

100

3. Договоры на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины

209

43,1

25,7

21,4

18,3

49,7

206,2

102,4

Всего

62796

167,6

100

116,8

100

х

х

Х

Анализируя таблицу 16, видно, что большая часть древесины заготовлена на основании договоров аренды лесных участков на площади 62542 и составляет 90,9 тыс. м3 - 77,8 % от общего объёма заготовленной древесины. На основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд было заготовлено 4,5 тыс. м3 (3,9 %) на площади 45 га. На основании договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли-продажи лесных насаждений было заготовлено 43,1 тыс. м3 (18,3 %) древесины на площади 209 га. Съём древесины с 1 га, м3/га на выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины установленный составляет 206,2 м3/га, а фактический 102,4 м3/га, отклонения фактического от установленного равно -50,3 %; на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд съём древесины с 1 га, м3/га составляет 100 м3/га установленный и 100 м3/га фактический, отклонения в этом случае нет, т.к. установленный и фактический объёмы равны; на основании договоров аренды лесных участков съём древесины с 1 га, м3/га установленный составляет 1,9 м3/га, а фактический 1,5м3/га, отклонение равно -21,1 %.

Динамика и структура доходов от заготовки древесины и их распределение по получателям приведены в приложении К.

Исходя из данных приложения К, можно сделать вывод, что доход от заготовки древесины составляет 17140,6 тыс. р., в т. ч. сплошные рубки - 13577, 5 тыс. р., выборочные рубки - 3563,1 тыс. р. Фактически поступило в бюджет от заготовки древесины при сплошных рубках - 11324,0 тыс. р., отклонение составило - 2253,5 (16,6%), по выборочным рубкам отклонение - 249,6 тыс. р. (7,0%). Всего отклонение по поступлениям платежей от заготовки древесины составляет - 2503,1 тыс. р. (14,6%). Фактические поступления платежей на отчетный год по договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений в бюджет составляют 100%, в т. ч. в федеральный бюджет - 44,4 %. Фактические поступления от сплошных рубок в федеральный бюджет - 5205,5 тыс. р., отклонение - 641,2 тыс. р. (11%), от выборочных рубок - 1297,2 тыс. р., отклонение - 250,4 тыс. р. (16,2%), всего отклонение - 891,6 тыс. р. (12,1%). В бюджет субъекта РФ поступило 55,6% от всех платежей, от сплошных рубок - 6118,5 тыс. р., отклонение - 1612,3 (20,9%), выборочных - 2016,3 тыс. р., отклонение - 0,8 тыс. р. (0,04%). Всего отклонение составило - 1611,5 тыс. р. (16,5%).