Проект благоустройства сельского населения как механизм развития села на примере РСХПКК "Саха Кредит"
1.1 Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
1) рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;
2) развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
3) документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
4) результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.
Рис. 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Функции и принципы планирования на предприятии
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
1. Инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.
2. Прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.
3. Оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.
4. Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.
5. Безопасность управления - обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.
6. Упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.
7. Контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.
8. Воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.
9. Документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).
Этапы разработки бизнес-плана
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.
Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил - желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схема 1.2.)
Рис. 1.2. Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (таблица 1.1.).
Таблица 1.1
Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане
№ пп |
Наименование фазы |
Основание содержание |
|
1. |
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения. |
Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
|
2. |
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи |
Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель) |
|
3. |
Оценка риска |
Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
|
4. |
Разработка бизнес-плана проекта |
План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:
1. Этика фирмы
2. Основополагающие принципы
3. Внешний образ фирмы
4. Ценности организации
5. Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели
6. Авторитет предприятия
7. Культура предприятия
8. Нормы поведения фирмы
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия.
В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:
1. Инициативы - сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.
2. Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.
3. Инструмента управления - руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса.
4. Координация - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.
5. Контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (таблица 1.2.).
Таблица 1.2
Направления деятельности предприятия
Показатели |
Миссия |
цели |
|
1. Временной критерий |
Устремлена в будущее, но не имеет временных определении и не зависит от текущего состояния |
Всегда предполагает сроки их достижения |
|
2. Направленность информации |
На внешнюю среду предприятия - на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания. |
Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов. |
|
3. Особенности формулировки |
Выражаются в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. |
Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности |
|
4. Измеримость |
Преобладает качественные характеристики и относительный масштаб выражения |
В основном количественно измеримы и могут быть однозначным и множественным. |
На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.
Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:
1. Меморандум конфидициальности
2. Резюме
3. Описание отрасли
4. Характеристика предприятия
5. Выбор деятельности
6. План маркетинга
7. Производственный план
8. Организационная структура предприятия
9. Финансовый план и бюджет предприятия
10. Анализ рисков
11. Организационный план
12. Приложения
Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять - укрупнять разделы или, напротив, детализировать.
Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.
Последний пятый этап планирования - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.