logo
Прогнозирование, планирование и организация территории административно-территориальных образований

2. Связь и различия дисциплины «Прогнозирование, планирование и организация территории административно территориальных образований» с другими учебными дисциплинами

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001г. № 78-ФЗ в муниципальных образованиях Российской Федерации в целях совершенствования распределения земель должны проводиться работы по планированию и организации рационального использования земель и их охране. Разработка предложений по совершенствованию распределения земель и их охраны на уровне муниципального образования в соответствии со статьей 19 указанного закона осуществляется в порядке составления схем землеустройства муниципального образования.

К муниципальным образованиям в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 августа 1995 г. № 154-ФЗ (с дополнениями согласно Федерального закона от 04 августа 2000г. № 107-ФЗ) относятся городские и сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. К территориям муниципальных образований (статья 12 указанного закона) относятся территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельских советов) и др.

Административно территориальное образование как объект планирования организации использования земель и их охраны в схеме землеустройства принято исходя из того, что оно располагает наиболее обширной территорией, обладает четко выраженной степенью обособленности, исторически сложившимися взаимосвязями природных, экономических и социальных условий хозяйствования, единством целей и задач, реализуемых в пределах его границ. Большинство проблем, связанных с рациональным использованием земель всех категорий и совершенствованием их распределения, адаптацией сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства к современным земельным отношениям и рыночным условиям, определением земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, развития агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, городских и сельских поселений, промышленности, транспорта и других отраслей, наиболее полно и обоснованно могут быть решены на уровне административно территориального образования.

На этом уровне возможно решить в комплексе землеустроительные задачи, обеспечивающие создание оптимальных организационно-территориальных условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, упорядочить землепользования и землевладения с устранением недостатков в их размещении и конфигурации, провести консолидацию фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, обеспечить устойчивость землепользования, особенно сельскохозяйственного, наметить мероприятия по охране земель, сохранению природных ландшафтов и улучшению экологической среды.

Решению указанных задач способствует то, что в административно-территориальном образовании сосредоточены органы местного самоуправления, обладающие необходимыми властными полномочиями, организационными, финансовыми и другими возможностями, формируется муниципальная собственность и бюджет.

На этом уровне имеется сложившийся хозяйственно-экономический комплекс, включающий систему организаций и предприятий, производственную, инженерную и социальную инфраструктуру, соответствующие природные и экономические ресурсы.

Административно-территориальное образование имеет право принимать устав, определяющий, в частности, порядок владения, пользования и распоряжения земельной и иной собственностью на его территории.

В настоящее время, когда полномочия органов местного самоуправления по управлению земельным фондом существенно расширились, острее встала задача обеспечения планирования использования земель.

В компетенцию администраций теперь входят практически все вопросы использования земель, затрагивающие интересы проживающего здесь населения.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001г. № 136-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

- установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования;

- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

- иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Приоритет административно-территориального образования распространяется также на распоряжение землями специальных земельных фондов, создание крестьянских (фермерских) хозяйств, организацию оборота земельных участков и земельных долей.

Территорию образования составляют земли различных категорий: сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, промышленности и транспорта, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий и др.

Организационно-территориальной основой развития любого административно-территориального образования служит система землевладения и землепользования, отличающаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, методам хозяйствования, т.е. в административно-территориальном образовании имеется большое количество собственников земли, землевладельцев и землепользователей использующих землю для нужд промышленности, транспорта, сельского лесного, водного хозяйства, а также для других целей. Осуществляется постоянное предоставление, изъятие и отвод земель. Расширяется земельный, оборот. В постоянном движении находятся размеры и границы землевладений и землепользовании предприятий, организаций и учреждений изменяются их специализация, организационно-правовые формы и земельные площади.

В экологическом отношении территория административно-территориального образования выступает как единое и обособленное пространство с неповторимым комплексом природных и экономических условий и особенностями антропогенных воздействий. С точки зрения социальных факторов, административно-территориальные образования характеризуются системой расселения, демографическими тенденциями, структурой населения, системой культурно-бытового обслуживания.

Предприятия и организации административно-территориального образования независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности имеют тесные территориальные связи, единые инфраструктуры, сервисное и рыночное обслуживание. Обособленное функционирование каждого из них невозможно.

Исходя из отмеченных выше роли, значения и функциональных особенностей административно-территориального образования, разработка предложений по рациональному использованию земель и их охране на муниципальном уровне в соответствии со статьями 14 и 19 Федерального закона «О землеустройстве» должна осуществляться, как правило, в порядке составления схем землеустройства административного района.

Разрабатываемая схема землеустройства района позволит упорядочить и организовать рациональное использование земель и их охрану, определить земельную политику на территории административного района и направить в нужное русло территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное землеустройство, реализовать научно-обоснованные принципы планирования использования земель и управления земельным фондом района.

Все сказанное выше, обосновывающее целесообразность, в первую очередь, составление схем землеустройства на уровне административного района, ни в коем случае не отрицает возможность разработки схем землеустройства других муниципальных образований, расположенных на территории административных районов (сельских, поселковых округов, волостей, сельсоветов и др.). Территорию таких муниципальных образований составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Общая структурная модель схемы землеустройства такого, муниципального образования аналогична модели схемы землеустройства административного района.

Схема землеустройства административно-территориального образования представляет собой комплекс текстовых и графических материалов, имеющих юридическое, техническое, экономическое содержание и научное обоснование рассматриваемых проблем.

В системе землеустроительной документации схема землеустройства административно-территориального образования является предплановым и предпроектным документом и служит связующим звеном между планированием и организацией использования и охраны земель на уровне административно-территориального образования и дальнейшей разработкой проектов землеустройства (территориальным и внутрихозяйственным землеустройством).

В качестве предпроектного документа схема землеустройства административно-территориального образования служит технико-экономической основой для межотраслевого и межхозяйственного перераспределения земель, совершенствования системы землевладений и землепользовании, разработки предложений по организации территории района в целом и отдельных сельскохозяйственных организаций, развитию и размещению предприятий АПК, мелиорации и охране земель, дорожной сети, объектов капитального строительства и других элементов социальной и производственной инфраструктуры, по разработке проектов территориального и внутрихозяйственного землеустройства, мелиорации земель и др.

Основное назначение схемы землеустройства административно-территориального образования как предпроектного и предпланового документа состоит в обосновании совершенствования распределения земель с учетом развития экономики в районе и в соответствии с потребностями различных отраслей в земельных участках, а также в обеспечении комплексного и взаимоувязанного решения всех проектируемых на территории образования мероприятий районного, межотраслевого, межхозяйственного и хозяйственного уровней.

В результате разработки схемы землеустройства административно-территориального образования устанавливается система показателей, обеспечивающих обоснованность и реальность перспективных и текущих планов рационального использования и охраны земель.