5. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЁ ПРОВЕДЕНИЕ
Основной целью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей. Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализации земли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.
Известно, что в советский период союзное государство обладало монополией собственности на землю, возникшей в результате ее национализации и закрепленной в Конституции СССР: «В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса». Первая попытка изменить эти положения была предпринята в конце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сути завуалированной формой ограниченного права частной собственности.
Официальный старт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной.
На этом начальном этапе реформы основной задачей правительства было перераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типа сельскохозяйственных производителей -- индивидуальных фермерских хозяйств. Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельных наделов.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ И КАЧЕСТВЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РФ И РБ
- 1.1 Земельный налог
- 1.2 Арендная плата
- 1.3 Качественное состояние земель Российской Федерации
- 1.4 Качественное состояние земель Республика Башкортостан
- 2. ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 3. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
- 3.1 Аграрная политика государства
- 3.2 Землеустройство как основной инструмент государственной земельной политики
- 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ
- 5. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЁ ПРОВЕДЕНИЕ
- 24, Раскройте виды землеустроительной документации по планированию и прогнозированию использования земель.
- 4.2 Прогнозирование использования земель в схеме территориального планирования сельского поселения
- Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов
- 81.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов
- § 5. Планирование использования земель
- Прогнозирование и планирование использования и охраны земель.
- 62. Прогнозирование и планирование использования и охраны земель.
- 4.3 Особенности прогнозирования использования земель поселений
- 90.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов