logo
Прогнозирование и планирование использования земель

1.4 Качественное состояние земель Республика Башкортостан

Республика Башкортостан обладает уникальными по качеству и достаточными по количеству земельными ресурсами.

В соответствии с материалами государственного учета земель, земельный фонд республики по состоянию на 1 января 2008 года составил 14294,72 тыс. га (0,8% площади Российской Федерации). В структуре основных категорий земель преобладают земли сельскохозяйственного назначения - 54,1% (7735,2 тыс. га) и земли лесного фонда - 37,4% (5352,2 тыс. га). На долю земель поселений приходится 4,3% (613,6 тыс. га), при этом города и поселки городского типа занимают порядка 1,5% земельного фонда; на долю земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения приходится 0,8% (110,0 тыс. га). Особо охраняемые территории составляют 384,1 тыс. га или 2,7% общей площади земельного фонда (в основном это земли трех заповедников и национального парка). Наименьшую долю составляют земли водного фонда 0,5% (77,9 тыс. га) и земли запаса - 0,2% (21,6 тыс. га).

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, произошло незначительное изменение в структуре земельного фонда: на 2465 га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, из них 1911 га переведены в категорию земель населенных пунктов в связи с расширением и изменением административных границ населенных пунктов и районов; 729 га предоставлены для строительства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, разработки месторождений с переводом земель в категорию промышленности; 12 га переведены в категорию земель особо охраняемых территорий для организации отдыха и туризма; 187 га земли возвращены промышленными предприятиями, которые были предоставлены им ранее для несельскохозяйственных нужд. Площадь земель населенных пунктов за прошедший год в целом увеличилась на 1948 га, площадь земель промышленности - на 512 га, площадь земель лесного фонда - на 27 га.

Площадь сельскохозяйственных угодий в 2007 году сократилась на 1,1 тыс. га, в основном в связи с предоставлением земли под строительство, посадку полезащитных и овражно-балочных лесных насаждений. Площадь пашни в целом уменьшилась на 1,5 тыс. га, при этом залужено и переведено в кормовые угодья 1,6 тыс. га, из них в сенокосы - 0,8 тыс. га и пастбища - 0,8 тыс. га.

В перспективе сложившаяся структура распределения земельного фонда по категориям земель сохранится, и соотношение земель разных категорий будет изменяться в незначительной степени.

Правовые отношения перевода земельных участков из одной категории в другую, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ), а также соответствующими республиканскими нормативными правовыми актами.

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, по состоянию на 1 января 2008 года в собственности граждан находится 2214,7 тыс. га земель (15,5%) земельного фонда республики, в собственности юридических лиц - 914 га (0,006%). Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет 12079 тыс. га (84,5%), из них 5297,8 тыс. га (43,9% от государственной и муниципальной собственности и 37,1% от общего земельного фонда республики) находится в собственности Российской Федерации.

Из всех земель, находящихся в собственности граждан, более 98% - это земли сельскохозяйственного назначения, 1,6% - земли населенных пунктов, незначительную долю составляют земли промышленности (12 га). Собственность юридических лиц распределяется по следующим категориям земель: 12,4% - земли сельскохозяйственного назначения, 70,1% - земли населенных пунктов, 17,5% - земли промышленности, энергетики, транспорта. В пользование и аренду предоставлено 29,4 тыс. га земель, находящихся в муниципальной собственности, 40,8 тыс. га земель, находящихся в собственности республики, и 174,5 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" с 1 января 2006 года по 1 января 2008 года на территории республики проводились мероприятия по бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Бесплатная приватизация проведена в 974 хозяйствах на площади 2481,4 тыс. га, в том числе пашни - 2225,4 тыс. га (89,0%). Полностью завершены работы по кадастровому учету приватизируемых земельных участков в 18 муниципальных районах, в 11 районах работа близится к завершению. Земельные доли (паи) предоставлены в распоряжение 357,3 тыс. граждан в виде общей (долевой) собственности, из них 16,5 тыс. граждан (4,6%) уже зарегистрировали право собственности на земельные доли (паи) на общую площадь 127,7 тыс. га.

Физико-географические особенности территории республики определяют структуру почвенного покрова земель. Почвы обнаруживают ярко выраженную высотную поясность. Наибольшее распространение получили черноземы, серые лесные, горные и пойменные почвы. Одной из природных особенностей почв Башкортостана является относительно высокое содержание гумуса, что квалифицирует их как потенциально высокоплодородные. Однако при этом почвы Башкортостана характеризуются слабой подвижностью гумуса, укороченностью генетического профиля (особенно у черноземов), пониженной биологической активностью, тяжелым механическим составом, карбонатностью почвообразующих пород, что требует пристального внимания к ведению земледельческих работ для получения максимальной продуктивности.

Анализ современного состояния земельных ресурсов, динамика изменения свойств почв показывает, что начиная с 90-х годов имеет место устойчивая тенденция деградации, отчуждения, загрязнения и захламления почв, теряется устойчивость к внешним воздействиям, снижается способность к саморегуляции и восстановлению первоначальных свойств, воспроизводству плодородия, утраченного вследствие истощительного и нерационального использования земель.

Деградация в основном вызвана процессами эрозии почв, переувлажнением и заболачиванием, переуплотнением почвенного профиля вследствие применения традиционных аграрных технологий. Всего в 2007 году выявлено 1239 тыс. га (8,7% территории республики) деградированной пашни. Более 1 тыс. га подвержены водной эрозии, 55 тыс. га - ветровой эрозии, переувлажнены - около 125 тыс. га, заболочены - 63,3 тыс. га, засолены - 17,3 тыс. га. Степень эродированности пашни по республике составляет в среднем 48,4%. Главными причинами развития эрозии являются нерациональное соотношение площадей пахотных, луговых и лесных угодий; высокая распаханность (которая составляет порядка 50%, а в некоторых районах 70-80%) и низкая лесистость сельскохозяйственных угодий; малая доля почвозащитных технологий; нарушение структуры посевных площадей и севооборотов.

В связи с развитием эрозии и переуплотнением почвы происходит сокращение мощности гумусового горизонта пахотных почв (в среднем на 5 см, с колебанием от 1 см до 20 см).

Для устранения причин снижения плодородия почв, обеспечения прироста гумуса необходимо ежегодно вносить 7-8 тонн органических удобрений на 1 га севооборотной площади, в действительности объем вносимых органических удобрений в среднем по республике составлял 1,4 тонны на 1 га. В ряде районов органические удобрения вносились в количестве 0,1-0,3 тонн на 1 га или вовсе не вносились.

На предотвращение развития и устранение процессов деградации земель, восстановление их плодородия, возврат эродированных земель в хозяйственный оборот ориентированы мероприятия программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года № 198. Мероприятия группируются по следующим основным направлениям: агрохимическая мелиорация почв, агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения, гидромелиорация и культурно-технические работы.

По данным Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, с целью преодоления деградации почв залужено многолетними травами и переведены в кормовые угодья - 1160 тыс. га деградированной пашни, из подлежащих залужению - более 75 т. га.

Деградация почв происходит и в результате химического загрязнения и отчуждения земель вследствие деятельности нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, горнодобывающих предприятий, а также предприятий тяжелого машиностроения. Так, общая площадь нарушенных земель в республике составила 15,6 тыс. га, из которых за отчетный год рекультивировано и восстановлено только около 8%. Снизить уровень загрязнения почв можно только обеспечивая жесткий контроль в районах добычи полезных ископаемых, а также добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.

В последнее время возрастает количество земель, выводимых из хозяйственного оборота вследствие их захламления, что главным образом связано с образованием отвалов и хвостохранилищ вскрышных и пустых пород в процессе добычи и обогащения медной руды (на долю которых приходится более 80% всех отходов республики). Так, площадь, занимаемая отвалами Учалинского рудника, составляет 301 га, хвостохранилищем занято 113 га земель. Проблема обостряется размещением отходов производства и потребления в несанкционированных местах, площадь которых, по оценкам, составляет более 80 га.

Таким образом, анализ качественного состояния почв и земельных угодий подтверждает необходимость совершенствования системы и порядка деятельности в области охраны почв и земель, где основной акцент должен быть направлен на недопустимость воздействий техногенного характера на почвы и земельные ресурсы, приводящих к деградации и ухудшению их качества.

В соответствии с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" и целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" на 2003-2007 годы обобщены итоги оценки факторов стоимости и сделок с недвижимым имуществом по 60 муниципальным районам и городским округам республики, обеспечивающие выполнение расчетов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Вывод: Соглашусь со словами писателя С. Зелыгиным: «При наших-то природных ресурсах - водных, земельных, лесных, минеральных, энергетических,- если бы мы эти ресурсы по-настоящему умели ценить…» - от себя добавлю, что при правильном использовании всех ресурсов может и не пришлось бы пополнять бюджет деньгами населения в виде налога за землю.