logo
Проблемы и перспективы развития гражданского оборота земельных участков

- привести особенности развития оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения как наиболее актуальное направление земельного оборота в РФ;

- выявить пути совершенствования оборота земельных участков

Методологическая основа исследования. В процессе проведенного исследования применялись как общенаучные (наблюдение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т.д.), так и некоторые частнонаучные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический, метод анализа).

Нормативной базой работы является действующее гражданское и земельное законодательство, а теоретическую основу исследования составляют учебная литература и материалы специализированных источников периодической печати.

Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика гражданского оборота земельных участков

1.1 Понятие и правовой режим земельных участков как объекта гражданского оборота

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в подп.1 п.1 ст.6 ЗК РФ земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Второе издание, доп. и перераб. / Под ред. Чубукова Г.В., Тихомирова М.Ю. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2006-2007, С. 47. . Подпункт 2 п.1 ст.6 ЗК РФ в качестве объекта земельных отношений также называет земельный участок. При этом земля и земельный участок признаются разными объектами земельных отношений.

Можно в полной мере согласиться с мнением, что "земля как природный ресурс может быть объектом рационального использования и охраны. а земельные участки - объектами вещных прав и объектами гражданского оборота" Жернаков Д.В. Земельный участок как объект гражданского правоотношения / Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. - М.: Статут, 2005. С. 380.. Однако именно земля является источником формирования такого специфического объекта гражданских прав, как земельный участок.

Законодатель рассматривает земельный участок как специфический объект гражданских и земельных правоотношений, закрепляя соответствующие правовые нормы в ГК РФ Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. -№ 32. -Ст. 3301. и ЗК РФ. Как справедливо отмечено Конституционным Судом РФ: "Земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства" Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. № 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"»// Документ опубликован не был. Приводится по СПС Консультант Плюс.

Необходимо отметить, специфика земельного участка как объекта гражданско-правовых отношений в законодательстве отражена недостаточно, более того легальное определение понятия земельного участка именно как объекта гражданско-правовых отношений отсутствует.

Земельный участок с точки зрения гражданского законодательства является вещью, недвижимым имуществом, объектом права собственности, аренды и иных прав. ГК РФ в п.1 ст.130 закрепляет, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Основаниями возникновения прав на землю являются прежде всего те, которые предусмотрены ГК РФ. В частности, ст.8 ГК РФ содержит перечень общих оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьи главы 14 ГК РФ устанавливают основания приобретения права собственности. Кроме того, ГК РФ определяет основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст.265), права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст.268), основания установления сервитутов (ст.274).

Рассматривая земельный участок как объект права собственности, законодатель устанавливает, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п.2 ст.261 ГК РФ).

Акцентируем внимание, что с учетом изменений, внесенных в 2006 году в ст.130 и ст.261 ГК РФ, связанных с исключением из перечня недвижимых объектов лесов, обособленных водных объектов и многолетних насаждений Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»// СЗ РФ. -2006. -№ 23. -Ст. 2380; Федеральный закон от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.-№ 50.- Ст. 5279., пункт 2 ст.261 ГК РФ рассматривает земельный участок и находящиеся на нем водные объекты и растения в качестве единого недвижимого объекта. Это обстоятельство следует учитывать при разделе земельного участка.

В то же время до недавнего времени в законодательстве Российской Федерации и юридической литературе земельный участок рассматривался как принадлежность главной вещи - строения, за которым в случае его отчуждения следовало право пользования земельным участком (ст.273 ГК РФ, ст.35 ЗК РФ и др.). В последние годы эта позиция подвергается критике. Как отмечается, в классическом обороте главной вещью всегда признается земельный участок, а принадлежностью - расположенные на нем объекты, включая здания, строения, сооружения См. об этом: Крамкова Т.В. Гражданско-правовое понятие земельного участка // Закон.- 2007.- № 1..

Следует признать, что вопросы состава (структуры) недвижимого имущества в действующем законодательстве урегулированы недостаточно полно, а в теории гражданского права слабо разработаны категории сложных и составных (совокупных) вещей, отсутствуют четкие критерии разграничения составной части и принадлежности и т.д. Поэтому некоторые юристы своевременно обращаются к зарубежному опыту регулирования соответствующих отношений, в частности к нормам Гражданского уложения Германии, в котором существует понятие о составных частях вещи, в том числе земельного участка или строения (§ 93-95), установлены различия между существенной составной частью, составной частью, временно присоединенной составной частью и принадлежностью, заключающиеся в прочности связей отдельных вещей и соответствующей правовой регламентации Гражданское Уложение Германии -Deutshes Burgerlicnes Gesetbuch mit Einfuhrungsgesetz пер с нем. научные редакторы А.Л. Маковский [и др.] - М.: Волтерс Клувер. 2004. -(Серия «Германские и Европейские законы» книга 1). С. 17-18..

В связи с этим полагаем, что для дальнейшего совершенствования российского законодательства о недвижимости, в том числе земельных участках, требуются теоретические исследования категорий сложной, составной (совокупной) вещей, главной вещи и принадлежности, с учетом положительного зарубежного опыта, а также внесение соответствующих изменений в ГК РФ.

Более того, представляется, что особенности земельного участка как объекта гражданско-правовых отношений, вида недвижимого имущества необходимо отразить в ГК РФ.

Земельный участок - одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство.

Как уже отмечалось в Земельном Кодексе РФ в 2008 году появилась новая глава "Земельные участки", которая устанавливает понятие земельного участка, а также регулирует вопросы его образования, раздела, выдела, объединения и перераспределения и так далее.

Новый закон в целом направлен на совершенствование федерального законодательства в области землеустройства и предусматривает внесение изменений в 15 федеральных законов. В частности, изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ, Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон "О государственном кадастре недвижимости" и в другие федеральные законы. Действие закона позволит, по мнению экспертов, разрешить возникшие проблемы правоприменения в сфере земельных отношений. Кроме того, он должен защитить правообладателей земельных участков (собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, обладателей сервитута) при образовании новых земельных участков и прекращении существования исходных земельных участков.

Согласно действующему закону земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Причем если ранее требовалось описание и удостоверение его границ, то принятый закон указывает лишь на необходимость определения границ земельного участка в установленном порядке, что соответствует вступившему с 1 марта 2008 года закону о кадастре объектов недвижимости.

В частности, ранее на теоретическом уровне существовали подобные определения: "земельный участок как объект недвижимого имущества - это индивидуально-определенная часть земной поверхности (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, с расположенными на ней водными объектами, многолетними насаждениями, объектами капитального строительства или без таковых" Косолапов О.А.Земельный участок как объект вещного права. Дисс.к.ю.н., М., 2008. С. 7 или "Земельный участок - это геометризованный блок почвенного слоя (плодородная недвижимость) или часть поверхности земли (территориальная недвижимость), границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным органом власти, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами" Шихалева О.В. Земельный участок как объект гражданских прав. Дисс.к.ю.н., Екатеринбург, М., 2006. С. 9 или "земельный участок как объект гражданских прав представляет собой единый объект, права на который зарегистрированы и удостоверены в установленном законом порядке и который состоит из почвенного слоя, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке, неотделимых улучшений в форме сервитутов, установленных для использования участка, а также прав ограниченного пользования воздушным пространством, недрами и водными объектами, находящимися в собственности иных лиц" Цуканов В.И. Объект сервитутного правоотношения. Соотношение понятий «земля», «почва», «недра», М., 2006. С. 7.

В настоящее время законом устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам, регламентируется возникновение и сохранение прав, обременений на образуемые или измененные участки. Так, в частности, законом определено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и границы населенных пунктов.

Образование земельных участков допускается лишь с письменного согласия их правообладателей, кроме образования участков, предоставленных государственным муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям, либо образования участка по решению суда.

Решение об образовании земельных участков из государственных и муниципальных участков принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками, то есть в отношении не разграниченной в собственности государственной земли - по общему правилу органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Земельный кодекс РФ также дополнен нормой, согласно которой в случае отказа собственника от права собственности на земельный участок от даты государственной регистрации прекращения права собственности такой земельный участок становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения, а земельный участок, расположенный на межселенной территории, - собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. В городах Москве и Санкт-Петербурге отказ от права собственности на земельный участок влечет возникновение этого права у указанных городов, если иное не предусмотрено их законодательством.

Рассматриваемым законом предусмотрено также, что кадастровая стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может применяться для определения арендной платы за него.

Интересно также заметить, что несмотря на то, что данный закон является, по сути, законом, регулирующим земельные отношения, именно им, по мнению экспертов, вносятся концептуальные изменения в Бюджетный кодекс РФ. Так, законом предполагается введение в Бюджетный кодекс РФ новой статьи, регламентирующей порядок и условия предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ федеральному бюджету. В соответствии с этими изменениями предоставление таких субсидий должно осуществляться путем заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, а соглашения заключаются в порядке, устанавливаемом правительством РФ.

В соответствии с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс РФ данный закон вносит изменения и в Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.". Внесенные изменения определяют участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, что, по мнению экспертов, позволит привлечь дополнительные средства на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения См. Васильева Ю. Новый закон защищает права собственников// Российская бизнес газета, № 664, 29.07.2008..

1.2 История формирования российского земельного рынка

Как отмечает А.А. Шутьков "основные направления земельной реформы в России были определены Советом Министров РСФСР в 1991г. Предусматривались: перераспределение земель в интересах создания условий для равноправного развития разных форм хозяйствования, формирование на этой основе многоукладной сельской экономики, рациональное использование и охрана земель" Земельные отношения в России// Всероссийская научно-практическая конференция «Земельные отношения в агропромышленном комплексе России», М., 2006..

А.3.Родин отмечает, что "проводимые с 1990г. аграрные и земельные преобразования в России вызвали значительные изменения земельных отношений и системы землепользования. Появляются черты нового земельного строя, основанного не только на государственной земельной собственности, но и на многообразии ее форм. Формируемое в ходе реформы земельно-правовое пространство довольно сложно и противоречиво, появляются и исчезают отдельные отношения, оказывая существенное воздействие на систему организации использования земель. Вместо крупных землепользовании общественного типа возникла сложная система государственных и частных, коллективных и единоличных, крупных, мелких и мельчайших землепользовании, в пределах которых земли имеют разнообразный статус (собственность, владение, пользование, в том числе аренда). Процесс становления такой системы не завершился, продолжается перераспределение земель, вызванное экономическими и экологическими причинами. Нестабильность системы землепользования вызывается также ошибками, допущенными в начальный период проведения земельной реформы" Земельные отношения в России// Всероссийская научно-практическая конференция «Земельные отношения в агропромышленном комплексе России», М., 2006. .

А.В. Барцев подчеркивает, что "одно из главных достижений земельной реформы как основы для дальнейшего развития аграрной экономики - формирование развитого земельного рынка" Там же .

Рассмотрим земельную реформу более подробно.

Итак, начало формирования российского земельного рынка было положено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 года, Законом СССР "О собственности в СССР" 1990 года.

Этими законодательными актами сделано три важных шага в сторону от национализации земли к ее приватизации.

Во-первых, была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю (и другие природные ресурсы).

Во-вторых, установлена множественность субъектов права собственности на землю.

В-третьих, введен новый институт земельного права - право землевладения. На этом компромиссном решении (не собственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа остановилась Петров В. В. Союзный Закон о земле и развитие земельных отношений / Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право, 2006. № 1. С. 3-12.

Знаменательно, что земельная реформа в России началась в отношении, прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения. В РСФСР как одной из союзных республик в развитие Основ законодательства о земле в ноябре-декабре 1990 года был принят ряд законов и иных нормативных правовых актов, знаменующих начало принципиально нового этапа земельной реформы в России. К ним относятся:

Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 года "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса";

Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР";

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";

Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года "О земельной реформе";

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР".

Данные правовые акты Российской Федерации предусмотрели возможность приобретения земельных участков в частную собственность. Три последних из них вступили в силу с 1 января 1991 года. Дату 1 января 1991 года можно считать началом периода денационализации земли.

15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР была внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми земля и ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могли осуществляться в ущерб интересам этих народов. Формы собственности на природные ресурсы (землю, недра, воды, растительный и животный мир) устанавливались Съездом народных депутатов РСФСР. Владение, пользование и распоряжение указанными природными ресурсами допускалось на основе законов РСФСР, республик в составе РСФСР и актов местных Советов народных депутатов, изданных в пределах их полномочий (ст.11).

Конституция предусматривала предоставление государством земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции в пользование, пожизненное наследуемое владение или в собственность.

Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством РФ, не допускалось. Продажа или иное отчуждение земельных участков, кроме передачи по наследству, возможны были только государству в лице Совета народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок. В течение 10 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок его купля-продажа не допускалась (ст.12).

Законом от 9 декабря 1992 года № 4061-1 в ст.12 Конституции РФ было внесено изменение, согласно которому полученные или приобретенные в собственность земельные участки для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства допускалось отчуждать независимо от сроков приобретения по договорной цене, но без изменения целевого назначения, Совету народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок, на тех же условиях, на которых он был предоставлен, с учетом произведенных на участке затрат.

При приобретении земельных участков в собственность во всех иных случаях устанавливался мораторий на их продажу юридическим и физическим лицам (по договорной цене) в 10 и 5 лет со времени приобретения участков в собственность в зависимости от того, приобретены они бесплатно или за плату.

В Законе РСФСР "О земельной реформе" (утратил силу) было определено, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР.

В собственность граждан могли передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.

Возврат земельных участков бывшим собственникам и их наследникам не допускался, но они могли получить земельные участки в собственность на общих основаниях. Устанавливалось ограничение в отношении иностранных граждан - им было запрещено передавать земельные участки в собственность.

В соответствии с Законом РСФСР "О земельной реформе" была утверждена Республиканская программа проведения земельной реформы. Постановление СМ РСФСР от 18 января 1991 года № 30 "О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР" (прекратило действие).), в которой были определены этапы и механизмы ее проведения в виде системы мер по организационному, экономическому, экологическому и правовому обеспечению.

Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве определил экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций. В Законе было дано понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, установлены порядок его создания, условия предоставления земельного участка, права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство, определен правовой режим имущества и правовые основы деятельности крестьянского хозяйства.

В Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" (утратил силу) было предусмотрено, что земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально-государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию. Иные вещные права на земельные участки и другие природные ресурсы предоставляются и осуществляются в случаях и порядке, предусмотренными законодательными актами РСФСР (ст.6). Законом было закреплено право гражданина приобрести для ведения сельскохозяйственного производства, а также строительства жилого дома. садоводства и огородничества земельные участки в собственность или во владение (ст.12).

В Земельном кодексе РСФСР 1991 года были систематизированы и развиты правовые нормы ранее принятого Закона РСФСР "О земельной реформе" в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса".

В Земельном кодексе РСФСР были урегулированы отношения собственности на землю, включая частную собственность. В частную собственность земельные участки могли быть приобретены лишь гражданами для определенных целей: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских поселениях, садоводства, огородничества, животноводства и иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Продажа и иное отчуждение земельных участков были жестко ограничены и регулировались ст.12 Конституции РСФСР 1978 года.

Отчуждение земельного участка, кроме передачи по наследству, позволялось только государству в лице Совета народных депутатов, на территории которого был расположен земельный участок. В течение 10 лет с момента приобретения права собственности на земельный участок его купля-продажа не допускалась.

Важным достоинством Земельного кодекса РСФСР была норма, предоставившая гражданам право на получение земельных участков по своему выбору в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.

Изменения, внесенные в 1992 году в ст.12 Конституции РСФСР, можно охарактеризовать как переломный этап на пути к легализации ограниченного рыночного оборота земельных участков. На основе правовых норм Конституции разрешалось отчуждать земельные участки без изменения целевого назначения Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, либо физическим и юридическим лицам по договорной цене для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства независимо от срока их приобретения. Во всех остальных случаях земельные участки допускалось продавать по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были приобретены в собственность за плату.

После принятия Конституции РФ 1993 года Земельный кодекс РСФСР был изменен Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации". Указом Президента РФ признаны недействующими 48 статей и существенно затронуто более 20 статей Земельного кодекса. Длительное время, несмотря на наличие Земельного кодекса РСФСР, земельное законодательство оставалось некодифицированным.

Следующим шагом к формированию земельного рынка следует считать принятый в октябре 1993г. Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

И наконец важным законом стал Земельный Кодекс РФ, принятый в 2001г. Разница между датами принятия законопроектов говорит о том, что несколько лет российский земельный рынок (все операции по купли-продажи, совершаемые в России) фактически не был урегулирован.

В 2001 году Госдума приняла Земельный кодекс, декларирующий свободное "владение, пользование и распоряжение землей". Он был призван стать "каркасом полноценного земельного законодательства".

Земельный кодекс РФ образовал основу всего земельного законодательства. В нем прописаны все базовые положения, в том числе, статья 5 ЗК РФ определяет участников земельных отношений, которыми могут быть граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Также, в данной статье раскрываются понятия "собственник земельного участка", "землепользователь", "землевладелец", "арендатор" и т.д.

Однако, как оказалось позже, Земельный Кодекс имеет ряд упущений. Дополнить Кодекс через издание нового закона, решили летом. Такой законопроект носит название ФЗ от 22 июля 2008 № 141-ФЗ года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений". В целом ФЗ № 141 направлен на совершенствование федерального законодательства в области землеустройства. Изменения при этом вносятся в 15 федеральных законов, таких как Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной Кодекс РФ, Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и др. Вследствие данного законопроекта, в ЗК РФ появилась новая 11 глава "Земельные участки", где раскрывается понятие "земельного участка", существуют положения о правилах проведения выдела, раздела, объединения земельных участков, а также обозначаются права собственников на вновь образованные земельные участки. Принятый федеральный закон, безусловно, важный и необходимый с точки зрения урегулирования вопросов, возникающих в сфере земельных отношений. Но, если вдуматься в суть данных изменений в ЗК РФ, то стоит отметить, что все эти положения стоило принять еще давно. Так как сделки по всем перечисляемым в 11-ой главе ЗК РФ операциям (раздел, выдел, объединение), а также самое понятие "земельного участка" давно используются в обороте, на практике.

1.3 Современное состояние земельного оборота

Оборот земель за определенный период - это "система перераспределения земельных участков между участниками земельных отношений: собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами и другими категориями соучастников в результате заключения сделок на земельном рынке, универсального правопреемства (в частности наследования) или иного разрешенного действующим законодательством способа" Кресникова Н.И. Современное состояние земельного оборота в России//Право и экономика, 2008, № 4. С.29-31.

Способность конкретных земельных участков участвовать в обороте определяет законодательство.

Ряд ключевых положений в отношении оборотоспособности земли устанавливает Конституция Российской Федерации:

- земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

- право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда;

- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;

- владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

- условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона;

- права граждан (в том числе и на землю) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

Земельные угодья - земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Земельные угодья подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. К ним относятся: пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокос, пастбище. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на лесные земли, земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, находящиеся под водой, занятые застройкой, дорогами, болотами, нарушенные и прочие земли.

Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим.

Действующее законодательство предусматривает 7 категорий земель.

1. Земли сельскохозяйственного назначения.

2. Земли поселений.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

5. Земли лесного фонда.

6. Земли водного фонда.

7. Земли запаса.

Каждая категория имеет свой правовой режим, который регулируется специальными законами.

Каждая категория имеет особенности приватизации земель:

- запрещена приватизация земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов;

- введены предельные максимальные размеры на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения;

- без ограничений осуществляется приватизация земель поселений, садовых и дачных участков.

Для каждой категории установлена своя кадастровая стоимость земли, которая используется для исчисления земельного налога, от размера которого в свою очередь зависит цена приватизации земельных участков.

Для каждой категории установлены свое целевое назначение и разрешенное использование земель, самовольное их изменение без получения на то разрешения от органов публичной власти карается штрафными санкциями и является основанием для принудительного прекращения прав на земельные участки.

На практике часто возникают ситуации, когда необходимо земельный участок использовать для целей, которые не соответствуют установленному для него целевому назначению категории земель, т.е. возникает необходимость перевести этот земельный участок в другую категорию. При этом изменяется и стоимость земельного участка.

Экономическими субъектами земельного рынка являются покупатели, продавцы и профессиональные участники рынка.

В качестве продавца может выступать любое юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на земельный участок, а также государство в лице соответствующих органов исполнительной власти, уполномоченных управлять федеральной, муниципальной собственностью и собственностью субъектов Российской Федерации.

В качестве покупателя может выступать юридическое или физическое лицо или соответствующий орган государственного и муниципального управления, имеющий право на данный вид сделки, в соответствии с российским законодательством. Существуют ограничения на деятельность иностранных граждан и на коммерческую деятельность государственных органов.

Для иностранных юридических и физических лиц в современном российском законодательстве предусмотрены следующие ограничения:

Нельзя приобретать в собственность земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Иностранные лица могут приобретать землю в собственность только за плату, в отличие от российских граждан, для которых законодательство предусматривает возможность бесплатной передачи земли.

Владеть и пользоваться землями сельскохозяйственного назначения иностранные лица могут лишь на праве их аренды.

В целях привлечения иностранных инвесторов, иностранным собственникам зданий, строений и сооружений гарантируется преимущественное право покупки или аренды (в случаях запрета на приватизацию земель в данной зоне) земельного участка, на котором находятся здания, строения и сооружения.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации иностранным юридическим лицом не считается совместное предприятие или даже предприятие со 100% иностранным капиталом, если местом его регистрации является территория России.

Как правило, в зарубежном законодательстве предусмотрена обязательная процедура получения от государства разрешения на приобретение земли, а в ряде случаев и получения специальной лицензии для иностранных юридических лиц. Такая практика обусловлена опасениями экономического доминирования иностранного капитала, особенного транснациональных компаний. Однако в России иностранные юридические лица практически приравнены в правах на землю с российскими юридическими лицами.

К профессиональным участникам земельного рынка относятся:

Предприниматели, в качестве которых могут выступать юридические или физические лица, в том числе унитарные предприятия государственной собственности, осуществляющие ту или иную коммерческую деятельность (работы, услуги) на земельном рынке в соответствии с законом.

Брокеры, оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с земельными участками.

Оценщики, оказывающие услуги собственникам, инвесторам, продавцам, покупателям по независимой оценке стоимости земельных участков.

Финансисты (банкиры), занимающиеся финансированием операций на земельном рынке.

Девелоперы, занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости, в том числе организацией и финансированием инвестиционных проектов, проектированием и строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду (самостоятельно или с привлечением ранее перечисленных участников в качестве подрядчиков и соинвесторов).

Редевелоперы, занимающиеся развитием и преобразованием (вторичной застройкой) территорий.

Управляющие недвижимостью, занимающиеся финансовым управлением и технической эксплуатацией объектов недвижимости.

Юристы, занимающиеся юридическим сопровождением операций на земельном рынке.

Страховщики, занимающиеся страхованием земельных участков, сделок с земельными участками, профессиональной ответственности.

Участники фондового рынка, занимающиеся созданием и оборотом ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью (жилищные облигации, пул закладных при ипотечном кредитовании).

Аналитики, занимающиеся исследованием земельного рынка и подготовкой информации для принятия стратегических решений по его развитию.

Маркетологи, специалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением объектов и услуг на рынке.

Информационно-аналитические издания и другие СМИ, специализирующиеся на тематике земельного рынка и рынка недвижимости в целом.

Специалисты в области обучения и повышения квалификации персонала.

Иные специалисты - сотрудники и члены национальных и международных профессиональных объединений рынка недвижимости.

С развитием земельного рынка перечень его участников расширяется.

Профессиональные участники образуют ключевую составляющую инфраструктуры земельного рынка.

Государственное регулирование земельных отношений в целом направлено на организацию рационального использования и охрану земель в целях укрепления и развития экономики страны в интересах своего народа.

Итак, на рынке земли действуют государственный и частный секторы. В государственном - договоры о земельных сделках с передачей (и без передачи) прав собственности на землю заключаются между органами исполнительной власти, уполномоченными совершать такие сделки с одной стороны и юридическими лицами или гражданами с другой; в частном - между юридическими лицами и гражданами, между юридическими лицами или между гражданами.

Современное состояние земельного оборота в России характеризуется, прежде всего, такими экономическими показателями, как количество совершенных сделок с земельными участками (купли-продажи, аренды и других операций), их площадь и цены на землю. Анализ этих показателей осуществляется по секторам земельного рынка и в сфере универсального правопреемства, включающей наследование земельных участков.

До разграничения государственной собственности на землю в государственном секторе земельного рынка учитывалась вся совокупность сделок по аренде и купле-продаже участков и прав аренды земли без разделения последней на собственность: Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований. В частном секторе земельного рынка учитываются совершенные гражданами и юридическими лицами сделки купли-продажи, дарения и залога земельных участков, находящихся в частной собственности.

Рыночная форма движения земли выступает в виде сделок купли-продажи между гражданами и юридическими лицами, выкупа земли у граждан и юридических лиц государством и полугосударственными самоуправляемыми (муниципальными) образованиями, залога земли гражданами и юридическими лицами в банках под кредиты и т.п.

Внерыночные формы представлены общественным движением земли внутри и между землевладельцами и землепользователями в формах, альтернативных купле-продаже земельных участков.

К ним относятся предоставление земли государством или гражданами в срочное или бессрочное, платное или бесплатное пользование, все формы административного наделения или изъятия, сдача государством или муниципалитетами земли в аренду без конкурсов и аукционов, судебно-правовое и прямое административно-правовое изъятие государством или муниципалитетами земельных участков, особые случаи обмена земельными участками между гражданами, а также их дарение, передача по наследству Анфиногентова А.А. Аграрная реформа П.А. Столыпина и современная модель аграрных преобразований. - Саратов: Изд-во ИАгРАН, 2006. С 8-12.

В конкретно-исторической практике всех стран мира внерыночные формы движения (оборота) земельных участков существуют реально и выполняют важную экономическую функцию.

В России на сегодня ни один из федеральных законов и законов субъектов федерации не содержит даже упоминания о внерыночном движении или обороте земли.

Однако практика российской земельной реформы 90-х годов, вместо перечисленных выше общественно нормальных внерыночных форм движения (оборота) земли, привела к возникновению и широкому распространению такой внерыночной формы оборота земли, как вывод земель из производственного использования.

К переходным формам движения (оборота) земли относятся аренда земель и внесение земельных долей в уставный капитал или паевой фонд общества или товарищества. Хотя аренда земли между гражданами относится больше к рыночной форме, сдача земли государством в аренду как гражданам так и юридическим лицам несет в себе больше черт внерыночной формы.

Состояние движения (оборота) земли в России сегодня в большей степени характеризуется такими показателями, как количество совершенных сделок (рыночных и внерыночных) с земельными участками (купли-продажи, аренды и др.), их площади и расценки.

Ипотека (залог) земель сельскохозяйственного назначения не получила в стране распространения.

Мировой опыт свидетельствует, что ипотека земли и ипотечное кредитование могут развиваться только при условии высокого экономического роста в сельском хозяйстве, при значительном развитии социально-экономического базиса сельского хозяйства.

В сложившихся в стране отрицательных социально-экономических условиях земельное ипотечное кредитование оказалось полностью зависимым от государственных бюджетных вливаний финансов в ипотечные банки.

Масштабы сделок с земельными участками, в том числе по землям сельскохозяйственного назначения, определяются функционированием государственного сектора земельных отношений. Господствующей формой отношений здесь выступает аренда земли гражданами и юридическими лицами.

Общественное движение (оборот) земли в России, является важной составляющей экономики в целом.

Однако доля сделок купли-продажи земельных участков, сектора частных сделок земельных собственников в объеме общего движения (оборота) земли занимает незначительное место и не оказывает практически никакого положительного влияния на развитие экономики. При этом внутрихозяйственный оборот мелких долей земли не ведет к положительным подвижкам в землепользовании и не может серьезно повлиять на развитие сельского хозяйства.

В развитых странах мира оборот земли сельскохозяйственного назначения происходит только в форме оборота земельных полей, крупных участков. Разделение пашни на мелкие участки (земельные доли) не только обезображивает поля, но и исключает использование высокопроизводительной техники, современных агротехнологий.

В России и речи быть не может о переходе ее сельского хозяйства к другому технико-экономическому базису. Современные технологии предполагают использование крупных земельных угодий. Вот почему в условиях доминирования в сельском хозяйстве России крупной техники и достаточно современных агротехнологий требуется сохранение земли в форме крупных полей.

Для снятия же препятствий к развитию оборота земли необходимо, чтобы не земельные доли, а целостные земельные поля или участки нашли своих собственников, в качестве которых могут выступать государство, муниципальные образования или частные граждане. Попытки форсирования различными методами рыночного оборота индивидуальных земельных долей не достигнут желаемой цели - на селе люди хорошо осознают, что кроме земли у них ничего не осталось.

Передав земли в частную собственность в форме индивидуальных земельных долей, радикальными реформаторами изначально была допущена грубейшая и ныне трудно поправимая ошибка, поскольку земля, реально существуя в форме целостных отдельных полей или участков, не может войти в виде выделенных долей в общественный оборот. В результате произошло снижение оперативности и эффективности принятия управленческих решений по распоряжению объектами земельных отношений и, как следствие, понижение эффективности землепользования, расширение "теневых" поземельных отношений.

Земельные доли ныне можно реализовать только через их скупку в собственность внутри самих хозяйств в больших количествах и выставление требования к хозяйству выделить целостные земельные поля, компактно расположенные в одном месте. Этот путь сложен, социально противоречив и опасен.

Купля-продажа земли требует соответствующей рыночной инфраструктуры, ведет к разрастанию излишнего, скорее всего ненужного, аппарата обслуживания, в том числе государственного административного, огромных расходов бюджетных средств. К тому же, сложившаяся в отдельных областях страны рыночная форма движения земли на практике показала серьезные недостатки.

Экономический подход к развитию и сельского хозяйства, и землепользования требует серьезной коррекции земельной реформы.