Анализ управления производством молока в СПК "им. Кирова"
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Проведем анализ производства молока в хозяйстве и оценим произошедшие изменения. Для этого составим таблицу, отражающую динамику производства молока за период 20011-2013гг.
Таблица 3.1
Динамика валового надоя в хозяйстве за 2011-2013 гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Поголовье, гол. |
478 |
478 |
479 |
|
Продуктивность, ц |
50,69 |
61,89 |
62,88 |
|
Валовая продукция, ц |
24232 |
29585 |
30120 |
|
Товарная продукция, тыс. руб. |
22265 |
27766 |
28459 |
|
Уровень товарности, % |
91,9 |
93,9 |
94,5 |
Численность поголовья изменяется незначительно. Продуктивность к 2013 году увеличилась и составила 62,88 ц.
Далее необходимо установить факторы и причины изменения объема производства продукции. Известно, что объем производства продукции молочного скотоводства зависит от поголовья и продуктивности животных, обеспеченности скота кормами и помещениями, рационов кормления, породности животных, условий их содержания.
Проведем факторный анализ изменения объемов производства молока, учитывая влияние факторов первого уровня, к которым относятся численность поголовья животных и их продуктивность. Все расчеты сведем в таблицу 3.2.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом валовой надой молока увеличился на 535ц, в том числе за счет увеличения среднегодовой численности поголовья на 1 голову надой увеличился на 60,3ц, а из-за снижения продуктивности коров на 0,99ц, валовой надой увеличился на 474,7ц.
Все явления, процессы изменяются во времени. Процесс развития явлений во времени называется динамикой. Основная цель статистического изучения динамики себестоимости молока состоит в выявлении и измерении закономерностей её развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.
Таблица 3.2
Факторный анализ объема производства продукции
Продукция |
Поголовье, гол. |
Продуктивность, ц |
Валовое производство, ц |
Отклонение, +/- |
|||||||
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2012 |
Усл. |
2013 |
Общее |
в т.ч. за счет изменения |
|||
поголовья |
продуктивности |
||||||||||
Молоко |
478 |
479 |
61,9 |
62,9 |
29585 |
29645,3 |
30120 |
535 |
60,3 |
474,7 |
Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Таблица 3.3
Динамика и структура затрат на производство молока
Статьи затрат |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонения |
|||||
Тыс. руб. |
В % к итогу |
Тыс. руб. |
В % к итогу |
Тыс. руб. |
В % к итогу |
Тыс. руб. |
В % к итогу |
||
Оплата труда |
9589 |
31,40 |
10930 |
30,32 |
11560 |
25,90 |
+1971 |
120,55 |
|
Корма |
14074 |
46,08 |
13560 |
37,62 |
21882 |
49,02 |
+7808 |
155,48 |
|
Электроэнергия |
1590 |
5,21 |
1662 |
4,61 |
2013 |
4,51 |
+423 |
126,60 |
|
Нефтепродукты |
750 |
2,46 |
1047 |
2,90 |
1350 |
3,02 |
+600 |
180 |
|
Содержание основных средств |
4139 |
13,55 |
4445 |
12,33 |
4753 |
10,65 |
+614 |
114,83 |
|
Прочее |
398 |
1,30 |
4399 |
12,20 |
5915 |
13,25 |
+5517 |
1386,18 |
|
Всего |
30540 |
100 |
36043 |
100 |
44639 |
100 |
+14099 |
146,17 |
В СПК «им. Кирова» за последние 3 года затраты на производство молока выросли на 14099 тыс. руб. наибольший удельный вес занимает статья корма, затраты по этой статье возросли на 7808 тыс. руб. Статья оплата труда составляет 25,90% от всех затрат. Затраты по ней выросли на 1971 тыс. руб.
Таблица 3.4
Динамика затрат на производство молока (по статьям затрат)
Статьи затрат |
На 1 голову молочного стада, руб. |
На 1ц молока, руб. |
|||||||
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение, руб. |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение, руб. |
||
Оплата труда |
20061 |
22866 |
24134 |
+4073 |
396 |
369 |
384 |
-12 |
|
Корма |
29444 |
28368 |
45683 |
+16239 |
581 |
458 |
726 |
+145 |
|
Электроэнергия |
3326 |
3477 |
4203 |
+877 |
66 |
56 |
67 |
+1 |
|
Нефтепродукты |
1569 |
2190 |
2818 |
+1249 |
31 |
35 |
45 |
+14 |
|
Содержание осн. средств |
8659 |
9299 |
9923 |
+1264 |
171 |
150 |
158 |
-13 |
|
Прочее |
833 |
9203 |
12349 |
+11516 |
16 |
149 |
196 |
+180 |
|
Всего |
63891 |
75404 |
93192 |
+29301 |
1260 |
1218 |
1482 |
+222 |
В СПК «им. Кирова» за последние три года затраты на производство молока выросли на одну голову на 29301 руб. и на 1ц молока на 222 руб. В основном возросли затраты на корма, на 16239 руб. на одну голову и это отразилось на затратах на молоке, они возросли на 145 руб. за центнер.
Для оценки влияния отдельных статей затрат на себестоимость воспользуемся таблицей 3.5
В СПК «им. Кирова» за последние 2 года себестоимость молока возросла на 264руб, в том числе за счет затрат себестоимость молока на 288 руб. и за счет продуктивности на 24 руб. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
Таблица 3.5
Влияние факторов на производственную себестоимость продукции животноводства
Продукция |
Денежно материальные затраты на 1 голову, руб. |
Продуктивность 1 головы, ц |
Себестоимость 1ц, руб. |
Отклонения, руб. |
|||||||
общее |
в т.ч. за счет |
||||||||||
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2012 |
условно |
2013 |
затрат |
продуктивности |
|||
Молоко |
75404 |
93192 |
61,89 |
62,88 |
1218 |
1506 |
1482 |
+264 |
+288 |
+24 |
Таблица 3.6
Анализ динамики финансовых результатов СПК «им. Кирова» Богородского района
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Тр,% |
|
Объем продаж, ц |
22265 |
27766 |
28459 |
127,82 |
|
Цена реализации, руб. |
1403,5 |
1343,7 |
1654 |
117,85 |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
31248 |
37310 |
47071 |
150,64 |
|
Себестоимость молока, тыс. руб. |
27473 |
32425 |
40162 |
146,19 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
5894 |
6865 |
8438 |
143,16 |
|
Рентабельность продукции, % |
21,29 |
21,17 |
21,01 |
98,68 |
|
Рентабельность продаж, % |
18,86 |
18,40 |
17,93 |
95,07 |
Выручка от продажи увеличилась в 2013 году на 50,6%, себестоимость выросла на 52,4%, прибыль при этом выросла на 43,2%. Рентабельность продукции, как и рентабельность продаж на протяжении трехлетки остается почти неизменной.
Далее рассмотрим динамику финансовых результатов по каналам реализации и выявим наиболее рентабельный.
Важнейшей частью предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
При выборе перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции должны быть учтены следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворения.
Практически все молоко, которое производится в хозяйстве продается на Павловский молокозавод, ООО «Луч», ОАО «Юргенс». Основной рынок сбыта Павловский молокозавод. Остальную часть молока используют на собственные нужды хозяйства, а именно за счет оплаты труда, на спецпитание, а так же на корм животным. Данные представлены в приложении 2.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение -- одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Эффективность любого производства характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Прибыль от реализации продукции зависит от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее себестоимости и уровня средне реализационных цен.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Себестоимость продукции прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости - снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости - при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Таблица 3.8
Анализ изменения суммы прибыли (убытка) от реализации молока
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2013 в % к 2011 |
|
Выручка от реализации, тыс. руб. |
31248 |
37310 |
47071 |
150,6 |
|
Себестоимость реализованного молока, тыс. руб. |
25354 |
30445 |
38633 |
152,4 |
|
Себестоимость 1 ц, руб. |
1065,2 |
1096,5 |
1357,5 |
127,4 |
|
Объем реализации, ц. |
23802 |
27766 |
28459 |
119,6 |
|
Прибыль, убыток от реализации, тыс. руб. |
5894 |
6865 |
8438 |
143,2 |
В СПК «им. Кирова за три года произошло увеличение прибыли на 43,2%, в связи с этим увеличился и объем реализованного молока на 19,6% а так же себестоимость на 27,4%.
Не смотря на сокращение объемов производства молока, предприятие все равно продолжает получать прибыль, и наблюдается рост прибыли от реализации молока в динамике.
Для того что бы увеличить выручку от реализации молока, нужно разрабатывать пути повышения эффективности производства молока.
Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве является рост поголовья и продуктивности животных.
Резервы роста поголовья определяются в процессе анализа выполнения плана по обороту стада. Это сокращение яловости поголовья, падежа животных и реализация их при оптимальной массе (не допускать реализацию «недорощенного» скота и не держать на откорме дольше оптимального срока).
Основными источниками роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращения яловости коров, улучшение возрастного и породного стада, а также условий содержания животных.
Резерв увеличения производства продукции за счет повышения уровня кормления определяется следующим образом: недовыполнение плана или возможный прирост уровня кормления животных (количество кормовых единиц на одну голову) умножается на фактическую окупаемость кормов в данном хозяйстве или делится на фактический расход кормов в расчете на единицу продукции, полученный резерв роста продуктивности нужно затем умножить на планируемое поголовье. Также хорошие результаты можно получить при использовании методов экономико-математического моделирования (например, рационов кормов и т.д.).
Чтобы определить резерв увеличения производства продукции за счет повышения эффективности использования кормов, необходимо перерасход кормов на 1 единицу продукции или его возможное сокращение умножить на фактический объем производства и полученный результат разделить на плановую норму расхода.
Большие потери продукции имеют сельскохозяйственные предприятия в результате яловости коров, продуктивность которых ниже примерно на 45-50%. При определении резервов увеличения производства молока по данным зоотехнического учета необходимо установить потери молока в среднем на одну яловую корову и умножить на сверхплановое количество или возможное сокращение яловых коров.
Росту продуктивности животных и выходу продукции существенно содействуют хорошие условия содержания животных, надлежащий уход, правильный режим кормления и поения, добросовестное отношение работников к своему делу. Эти резервы выявляют на основе сравнительного анализа работы разных хозяйств, ферм, отдельных работников и изучения передового опыта.
Важным резервом увеличения производства продукции животноводства является сокращение ее потерь. Значительные потери продукции связаны с болезнями животных, нарушением технологической дисциплины. Результат этого - падеж животных, вынужденный убой, снижение прироста живой массы, выхода приплода и молока.