logo
Анализ управления земельными ресурсами

2.2 Анализ объекта и субъекта управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан

Субъектом управления земельными ресурсами Республики Башкортостан является Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Управление ежегодно осуществляет сбор, обработку и формирование отчёта о наличии и распределении земель по категориям, угодьям, пользователям и формам собственности на территории Республики Башкортостан, а также составление Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан. Отчетные данные являются информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого в Правительство Российской Федерации.

В Отчете отражаются сведения о распределении земельного фонда по категориям земель, угодьям, формам собственности, об использовании земель производителями сельскохозяйственной продукции, о землях предоставленных различным группам землепользователей.

Рисунок 4- Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям по состоянию на 01.01.2014 [8]

Объект управления земельными ресурсами в РБ - Земельный фонд Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2014 года составил 14294,7 тыс.га.

Рисунок 5 - Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по угодьям по состоянию на 01.01.2014 [8]

Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Республики Башкортостан, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Так, за период с 2007 года по настоящее время площадь земель населенных пунктов возросла с 611,8 до 619,5 тыс. га. В то же время по землям сельскохозяйственного назначения и землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещательного и иного специального назначения наблюдается обратная динамика, площади земель уменьшились за тот же период соответственно с 7737,6 до 7696,3 тыс. га и 109,5 до 109,1 тыс. га. Данные обстоятельства свидетельствуют о приоритетном развитии населенных пунктов, в том числе за счет вывода из оборота наиболее важных для экономического развития региона земель.

Рисунок 6 - Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по формам собственности по состоянию на 01.01.2014 [8]

Правовой статус земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, энергетики и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами действующего законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1 %.

В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность, составляющих около 95 % всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса), не достаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающим различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.

В Республике Башкортостан из 11 837,6 тыс. га земель государственной собственности в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5 684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан - на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности - на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6 086,4 тыс. га.

Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года, в 2006 году, с целью упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю, в законодательство были внесены существенные изменения. Однако данные мероприятия оказались недостаточными и не смогли коренным образом изменить ситуацию.