logo
Анализ управления земельными ресурсами

1.2 Понятие и задачи землеустройства

управление земельный ресурс башкортостан

Землеустройство является одной из функций государственного управления земельным фондом. Согласно ст. 1 Закона о землеустройстве под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное .землеустройство) [7, c.127].

Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной документацией. К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель и т.д. (например, карты (планы) объектов землеустройства - документы, отображающие в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики). Объектами землеустройства являются территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Решения федеральных органов власти о проведении землеустройства могут приниматься в публичных интересах, например, в случае изменения границ двух и более субъектов РФ в порядке, определенном Конституцией РФ [5, c.88].

Судебные решения могут выступать в качестве основания проведения землеустройства в двух случаях: при обращении в суд граждан и юридических лиц для обжалования действий и решений органов публичной власти при отказе в проведении землеустройства; обращении в суд органов публичной власти для обязывания граждан и юридических лиц провести землеустройство, если его проведение обязательно в силу закона.

Субъектами договорных отношений, как правило, являются специализированные организации, а также граждане и юридические лица - собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи (но не арендаторы). В настоящий момент не требуется наличия лицензии для проведения землеустроительных работ. Лицензия необходима только для ведения геодезической и картографической деятельности (до вступления в силу соответствующих технических регламентов). Однако в силу ст. 10 Закона о землеустройстве материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства. Следовательно, непосредственно землеустроительная деятельность осуществляется без лицензии, но в ее основе лежат данные, полученные лицензированными организациями [3, c.82].

В соответствии с Положением о контроле за проведением землеустройства (утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1061) данный контроль (надзор) осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему. Надзор осуществляется должностными лицами Росреестра (его территориальными органами). Указанная Служба при осуществлении надзора взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами. Надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Росреестром, а также внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся для надзора за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства РФ при проведении землеустройства, в том числе при проведении описания местоположения и (или) установления на местности границ объектов землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении надзора. Надзор осуществляется до окончания работ по проведению землеустройства и сдачи таких работ заказчику. В случае если работы по проведению землеустройства выполнены, а результат таких работ передан заказчику, проверка соблюдения лицами, осуществляющими проведение землеустройства, требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему может быть осуществлена Росреестром при проведении в установленном порядке государственной экспертизы землеустроительной документации. При проведении надзора могут выполняться обследование объекта землеустройства и выездные проверки, выполняемые в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.

Сведения о землеустройстве, равно как и сведения государственного кадастра недвижимости, носят по общему правилу открытый характер, кроме сведений, относящихся к государственной тайне. Другой случай правомерного ограничения предоставления сведений о землеустройстве - если сведения относятся "к личности" собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков (п. 3 ст. 69 ЗК РФ). С одной стороны, в силу ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. С другой стороны, данные землеустройства не касаются "личности" гражданина или юридического лица, а содержат сведения о местоположении и границах земельного участка. В любом случае отсутствие официального разъяснения данной нормы оставляет возможность ее произвольного толкования соответствующими должностными лицами.