logo
Анализ управления земельными ресурсами

1.1 Сущность информационного обеспечения управления земельными ресурсами

Земля как объект собственности в силу ее потенциально высокой цены становится практически не доступной широкому кругу землепользователей. В то же время как объект хозяйствования земельные участки более привлекательны, поскольку арендная плата (в любой обоснованной системе арендных отношений), составляет лишь часть годового дохода, а аренда земли не требует значительных разовых вложений в ее приобретение. И не случайно, в мировой системе земельных отношений роль аренды (и без того господствующая) неуклонно растет [3, c.56].

По нашему мнению, российскую земельную политику следует подчинить не решению задачи повсеместного изменения форм земельной собственности, а формированию комплекса факторов, обеспечивающих сохранность земель, их эффективное использование. Мы согласны с устоявшимся мнением, что у земли должен быть хозяин. Но в нашем понимании, хозяин - это не обязательно субъект института частной собственности. Эффективное производство на землях сельскохозяйственного назначения в широкой практике ведется и без частной собственности, что подтверждает опыт стран с развитым арендным землепользованием. В связи с этим первоочередное внимание следует уделять не вопросам собственности на землю, а проблемам совершенствования управления земельными ресурсами.

Управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны. В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, которое можно рассматривать как неотъемлемый элемент государственной системы управления земельным фондом. Являясь объектом управления, земельные ресурсы, в свою очередь, влияют на функции управления этими ресурсами, определяют состав и объем информации, необходимой для управления ими. Так, содержание многих функций управления сельскохозяйственным производством и организационной структуры управления изменяется в зависимости от таких свойств земли, как размер, протяженность, конфигурация землепользований, поскольку земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве пространственного базиса. Например, организационная структура управления сельскохозяйственным предприятием во многом определяется структурой земельных угодий, от которой зависит специализация хозяйства и объемы производства, а трансформация земель, их отчуждение или освоение новых площадей, разбросанность землепользования, изрезанность территории оврагами, балками и т.д. влияет на количество структурных подразделений [11, c.172].

Наряду с этим управление земельными ресурсами невозможно без владения достоверной информации о качественной характеристике каждого конкретного рабочего участка, его биологическом и экономическом плодородии, поскольку игнорирование или неправильная оценка их потенциальных возможностей может свести на нет результаты планирования, которое является одной из основных функций управления.

Регулирующая функция управления земельными ресурсами наиболее ярко проявляется в дифференцированном доведении плановых заданий до структурных подразделений землепользователей; при оценке их деятельности; при перспективном переустройстве и реорганизации хозяйств; при распределении единого государственного земельного фонда между отраслями народного хозяйства. Основным инструментом регулирования земельных ресурсов должна быть теория ренты, обеспечивающая объективный дифференцированный подход не только к предоставлению и использованию земли, но и к налогообложению результатов деятельности на ней. Процессы управления, по своей внутренней сущности, являются информационными процессами, то есть единые для всех систем свойства управления основаны на наиболее общих законах получения, хранения, преобразования и передачи информации. Таким образом, управление представляет собой процесс, в ходе которого управляющая система получает информацию об объекте управления и состоянии внешней среды, накапливает эту информацию и перерабатывает ее в управляющие воздействия, которые передаются объекту управления.

Эффективность управления в определяющей степени зависит от качества его информационного обеспечения. Поэтому создание целостной, эффективной и гибкой системы управления невозможно без комплексной автоматизации сбора информации, ее регистрации, передачи, хранения, переработки и доведения выработанных решений до объектов управления. Для этого необходим комплекс технических и программных средств, позволяющий автоматизировать информационные процессы, возникающие при управлении как социально-экономическими системами в целом, так и их отдельными ресурсами. Системный подход к управлению предполагает использование такого комплекса в рамках автоматизированных информационных систем.

При проектировании информационной системы по управлению земельными ресурсами были учтены следующие требования:

- функционирование на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных характеристиках, а также кадастровых карт и планов;

- единство принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, унификация кадастровых номеров, система земельно-кадастровых документов;

- использование сетей электронной связи между звеньями системы различных уровней;

- возможность оперативного представления информации о земельных ресурсах органам власти и управления;

- обеспечение информационной совместимости с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с информационными системами других ведомств, на основе использования единой общегосударственной системы идентификации земельных участков, использования единых классификаторов, кодов, форматов обменных файлов;

- возможность наращивания мощности системы и ее развитие с использованием современных информационных технологий;

- защита информации от несанкционированного доступа посторонних лиц и ее дублирование на различных носителях при авариях;

- работа каждого из уровней системы в локальных сетях ЭВМ;

- возможность использования информационного фонда системы для решения прикладных задач эффективного использования земельных ресурсов.

В целом же информационная система управления земельными ресурсами должна быть составляющим звеном единого информационного пространства регионального АПК и обеспечивать информационную базу задач повышения эффективность деятельности его структурных единиц.

Земельная реформа, проводимая в России, сущность которой заключалась в денационализации земли с последующей ее приватизацией, децентрализации и возникновении множественности форм права собственности на землю, способствовала появлению и развитию различных организационно-правовых форм сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, но не обеспечила их эффективного функционирования. Государственную земельную политику следует подчинять не решению задачи изменения форм земельной собственности, а формированию комплекса факторов, обеспечивающих сохранность земель, их эффективное использование. Опыт реформирования аграрных предприятий позволяет утверждать, что смена организационно-правовых форм хозяйствования сама по себе не может обеспечить рост эффективности производства. При этом реализация идеи превращения крестьян в собственников земли через наделение их земельными долями не вызвала повышения заинтересованности работников в результатах коллективного труда. Являясь объектом управления, земельные ресурсы, в свою очередь, влияют на формы и методы управления этими ресурсами. Они определяют состав и объем информации, необходимой для управления ими. Содержание многих функций управления сельскохозяйственным производством и организационная структура управления изменяются в зависимости от таких свойств земли, как размер, протяженность, конфигурация землепользований, поскольку земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве пространственного базиса.

Эффективность управления в определяющей степени зависит от качества его информационного обеспечения. Создание целостной, эффективной и гибкой системы управления невозможно без комплексной автоматизации всех информационных процедур.

Автоматизация информационных процессов, возникающих при управлении агроэкономическими системами и земельными ресурсами в частности, должна базироваться на использовании автоматизированных информационных систем. Внедрение геоинформационных систем требует значительных материальных затрат на приобретение технических средств и создание информационного фонда, наличия высококвалифицированных специалистов для их эксплуатации, что является сдерживающим фактором информатизации землеустроительных органов. В то же время, разработанная нами альтернативная информационная система, реализующая основные функции управления земельными ресурсами, адаптирована к условиям районных землеустроительных служб и использованию уже существующего информационного фонда [9, c.95].