Перераспределение земель и упорядочение границ земельных участков на территории сельского поселения "Россия" Колосовского района Омской области

курсовая работа

Технико-экономическое обоснование проектных решений.

В первом разделе даны общие сведения расположения сельского поселения «Россия», особенности климатических условий, характеристика угодий.

Во втором разделе характеризуются земли, ранее переданные в ведение сельской администрации, даётся характеристика земельных участков, землепользований и землевладений, в которой описано формирование земельных массивов, образование земельного участка в счёт невостребованных земельных долей, крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйств.

  • В третьем разделе описывается распределение земель по категориям, формам собственности и угодьям, даётся методика установления ограничений и обременений в использовании земель.
  • Четвёртый раздел повествует о характеристиках инженерного объекта: общие сведения и параметры и нормативно-правовая база образования земельных участков по наземными объектами эксплуатации данного объекта.
  • В пятом разделе говорится о составлении технического задания по формированию многоконтурного земельного участка, описывается расчёт площади по его размещению, согласно нормативным и техническим показателям, составляется экспликация территорий, устанавливаются ограничения и обременения и определяется размер убытков землепользователей, включая упущенную выгоду.
  • Шестой раздел затрагивает вопросы технико-экономического обоснования проектных решений, в котором сводятся в систему и взвешиваются все принятые действия, суммируется общие затраты и показатели.

ВВЕДЕНИЕ

  • Цель работы: перераспределение земель и упорядочение границ на территорий сельского поселения «Россия» Колосовского района Омской области.
  • Для этого были поставлены задачи: дать общую характеристику объекта, разработать конкретные предложения по перераспределению землель на территории данного муниципального образования, провести правовой анализ и правовое обоснование, дать характеристику линейному инженерному объекту, а также сформировать многоконтурный земельный участок под ним и по итогам выполненных мероприятий провести технико-экономическое обоснование..

Планируется, что после перераспределения земель и упорядочения границ, землепользователь, землевладельцы и собственники земельных участков смогут вести своё хозяйство с максимальной экономической целесообразностью и в соответствии с действующими нормами земельного законодательства.

  • Перераспределение земель, как и упорядочение границ - процесс, требующий регулярного повторения: населённые пункты, сельскохозяйственные комплексы, фермерские и личные хозяйства функционируют по законам рынка - развиваются и укрупняются или снижают темпы роста, становятся нерентабельными и сокращают производство, а иногда полностью прекращают существование. В ходе их деятельности приобретаются или продаются земельные участки, строятся инженерные объекты, прокладываются дороги и т.д. Всё это оказывает влияние на систему землепользования, поэтому регулярное проведение землеустроительных проектных мероприятий является залогом рационального использования территорий.

Также данные виды работ позволяют производить мониторинг загруженности дорог, необходимости расширения дорожной сети или наоборот вывода из эксплуатации отрезков дорог.

Кроме экономической эффективности следует учитывать природные факторы, изучить, запроектировать и произвести расчёты по оценке пригодности территорий сельского поселения для защитного лесоразведения. Это позволит снизить потери, которые может понести сельскохозяйственное производство из-за негативных природных процессов: дефляции и водной эрозии, позволит затормозить протекание уже выявленных процессов выветривания и вымывания почв.

Развитие муниципального образования «Россия» не возможно без системного подхода: все виды работ должны проводиться в комплексе, в своём порядке и необходимом объёме для достижения положительного результата.

  • 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
  • 1.1 Общие сведения

Муниципальное образование «Россия» находится в Колоссовском районе Омской области. Общая площадь сельского поселения 19472,26 га, из них сельскохозяйственных угодий 17282,29 га - это составляет 88,8 %; от общей площади.

В состав сельского поселения входят 5 населённых пунктов:

  • Тихое - 65,8 га

Населённый пункт имеет центральное расположение, он является центральной усадьбой.

  • Тамбовое - 45,96 га

Населённый пункт расположен на севере сельского поселения, второй по величине.

  • Болотное - 12,58га

Имеет северо - восточное расположение.

  • Земляное - 30,18 га

Населённый пункт находится на юго-западе сельского поселения.

  • Полевое - 8,19 га

Расположен на западе данного муниципального образования.

Кроме застроенных территорий, в состав земель сельского поселения входят два озера, две заболоченные территории, 2 оврага (в северо-западной и юго-западной частях), а также река, протекающая вдоль южной границы сельского поселения с востока на запад.

Среди сельскохозяйственных угодий присутствуют пашни, сенокосы, пастбища, закустаренные сенокосы, залежь.

Помимо этого имеются несельскохозяйственные - леса и кустарники.

Дорожная сеть представлена дорогами двух видов: внехозяйственные и внутрихозяйственные(магистральные и полевые).

  • 1.2 Характеристика природных И СоЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ условий

Сельское поселение «Россия» расположено в Колосовском районе Омской области - это территория северной лесостепи.

Температурный режим территории сельского поселения характеризуется продолжительной зимой и сравнительно коротким теплым летом. Средняя температура воздуха в январе -19 °С, в июле +18 °С. Оптимальное увлажнение во все годы, сумма осадков за холодный период (ноябрь-март) от 80 - 100мм, а в теплый период от 300 до 325мм. Устойчивый снежный покров образуется приблизительно с первых чисел ноября. Продолжительность его сохранения - около 160 дней, приблизительная дата схода снежного покрова 15-20 апреля. Высота его составляет 25-35см Продолжительность ледоставного периода 160 - 170 дней. Глубина промерзания почвы -171 см.

В январе преобладает северо-восточный ветер, а в июле - юго-восточный.

Продолжительность вегетационного периода составляет 155-160 дней.

В Колосовском районе преобладают луговые солонцеватые и солончаковатые почвы, но также встречаются серые лесные, торфяные болотные, лугово-болотные, солонцы лугово-чернозёмные и чернозёмно-луговые.

Среднее процентное содержание гумуса по району 4 - 6 %. В большинстве почв реакция среды pH близка к нейтральной.

  • Растительный мир представлен сельскохозяйственными участками луговой растительности, осиново-берёзовыми лесами, травяными болотами, а также галофитовыми лугами, осоково - эвтрофированными болотами. Представители : осока, сфагн, карликовые сосны и берёзы, тростник обыкновенный.
  • Животный мир : белая куропатка, тетерев, сова болотная, орлан-белохвост, кряква, лось, ондатра, колонок, рысь, лисица. При этом орлан-белохвост занесён в Красную книгу РФ как редкий вид.
  • 1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОЛОЖЕННЫХ В ОСНОВУ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
  • земельный участок перераспределение оценка

Исходными материалами, которые легли в основу проектирования, были следующие материалы: схема ландшафтно-экологического зонирования, данные по территориальному землеустройству о перераспределении и упорядочении границ на территории сельского поселения и схема перераспределения земель сельского поселения «Россия» в масштабе 1:25000.

В ходе проектировочной деятельности земельные угодья сельского поселения были характеризованы с точки зрения их экологического состояния, продуктивности сельскохозяйственных культур и кормовых угодий, был произведён расчёт рентабельности производства зерновых культур, дана характеристика населённых пунктов и их перспектива развития, рассчитана площадь земель для развития личных подсобных хозяйств и потребность в кормовых угодьях, были установлены виды и площадей, предоставляемых для сенокошения и пастьбы личного скота, была составлена экспликация земель, ранее переданных в ведение сельским администрациям; были выделены массивы сельскохозяйственных земель, находящихся в общедолевой собственности граждан, были определены земельные угодья, передаваемые в фонд перераспределения земель и под личные подсобные хозяйства; дана характеристика размеров, размещёния и расположения границ земельных участков; было проведено распределение земель по категориям и формам собственности, а также земли сельского поселения были распределены по категориям и угодьям. Результаты проведённых расчётов занесены в таблицы рабочей тетради, сделаны выводы по полученным данным и выдвинуты предложения по улучшению, усовершенствованию сложившейся системы землепользования.

2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ И УПОРЯДОЧЕНИЮ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

  • 2.1 хАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ В ГРАНИЦАХ НАСЕЛЁНЫЫХ ПУНКТОВ, ЗЕМЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕРАЗГРАНИЧЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, РАНЕЕ ПЕРЕДАННЫЕ В ВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ.

Земли в границах населённых пунктов представлена личными подсобными хозяйствами, территориями под лесами и кустарниками, а также под площадями, улицами и переулками.

  • Земли государственной неразграниченной собственности, ранее переданные в ведение сельской администрации - это, как правило, кормовые угодья, предназначенных для пастьбы скота личных подсобных хозяйств, сенокошения, огородничества, садоводства и животноводства. [5].

Общая площадь земель в ведении сельской администрации сельского поселения «Россия» составляет 2123,11 га, в том числе за границами населённого пункта 1960,4 га, а в границах населённого пункта - 162,8 га. Всю площадь земель в ведении сельской администрации представлена кормовыми угодьями сенокосами (17,4 %) и пастбищами (82,6 %), что отражено в Таблице 10 рабочей тетради.

В составе сельского поселения находится 5 населённых пунктов:

  • · Тихое
  • · Тамбовое
  • · Болотное
  • · Полевое
  • · Земляное

Численность населения составляет 2775 человек, общее число дворов - 555 (Таблица 5 рабочей тетради). При учёте перспектив развития населённых пунктов (10 % роста числа дворов) число дворов составит 613, а численность населения увеличится до 3007 человек. Соответственно имеющееся на данный период поголовье скота также увеличится с учётом роста с 1985 до 2159 голов.

При учёте увеличения поголовья скота выделение дополнительных земель для нужд личного подсобного хозяйства не требуется, что отражено в Таблице 7 рабочей тетради.

  • Для того, чтобы установить, достаточно ли кормовых угодий за пределами населённого пункта, был произведён расчёт площадей, предоставляемых для сенокошения и пастьбы личного скота(Таблица 9 рабочей тетради). Была определена обеспеченность скота ЛПХ кормом в процентном соотношении. Для этого сопоставили расчётные показатели с фактически предоставленными. Показателями для вычисления являлись: площади угодий, их урожайность и конечный выход продукции. Итого требуется по всем населённым пунктам 9817,05 га кормовых угодий, фактически предоставлено только 824,3 га.

По полученным данным можно сделать вывод, что максимальная обеспеченность скота сеном (34,75 %) по населённому пункту Болотное, максимальная обеспеченность зелёным кормом (37,89 %) - в Земляном. Это низкие показатели обеспеченности скота кормом, необходимо проводить мероприятия по закупке дополнительных кормов, по улучшению продуктивности сенокосов и пастбищ и/или выделять дополнительные территории для пастьбы и сенокошения.

  • Экспликация земель в границах и за границей сельских населённых пунктов, ранее переданных в ведение сельской администрации, представлена в Таблице 10 рабочей тетради. Общая площадь в границах населённого пункта составила 162,8 га, из них 130,16 га - это земли личных подсобных хозяйств, а 31,84 га - это земли под лесом, кустарниками, площадями, улицами, переулками. За границами населённых пунктов площадь составляет 1960,4 га, из которых 6 га - прочих земель (объекты утилизации), а 1954,4 га - земли животноводства, огородничества и садоводства.

Таким образом, в территории государственной неразграниченной собственности, переданной в ведение сельской администрации, входят разнообразные угодья общей площадью 2123,11 га. В связи с дальнейшим ростом населённых пунктов, увеличения численности населения и, соответственно, увеличения поголовья скота в личном подсобном хозяйстве необходимо провести работы по увеличению кормовых угодий, повышению их продуктивности путём мелиорации, агротехники, улучшения плодородия почв. При необходимости площади под пастьбу скота ЛПХ нужно будет увеличить.

2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

  • 2.2.1 ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ МАССИВОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • В учебных целях используется методика формирования земельных массивов сельскохозяйственных угодий общей долевой собственности, согласно которой в массивы объединяют отдельные земельные участки со схожими показателями урожайности и плодородия. Как правило, объединение происходит на основе типов почв, руководствуясь баллом бонитета.

Разбивка на массивы проекта перераспределения земель ведётся с применением схемы ландшафтно-экологического зонирования территории сельского поселения.

  • Также имеется необходимость в проведении качественной и количественной характеристики земельных массивов. В условиях общей долевой собственности граждан на землю и неоднородности территории муниципального образования по качеству земель - это необходимая мера по установлению размера земельной доли каждого из собственников. Размер земельной доли определяется как в гектарах, так и в гектаро-баллах, что позволяет адекватно учитывать балл бонитета почв в конкретном массиве.

Для сельского поселения «Россия» количество земельных долей составило 1841, согласно количеству жителей и работников акционерного общества, имеющих право на земельную долю.

  • Средний размер земельной доли по муниципальному образованию «Россия» составляет 8,78 га или 595,72 га-балла, что не превышает среднюю районную норму. (Таблица 18 рабочей тетради №2). Средний балл продуктивности по сельскому поселению 66,3. Расчёты по определению размеров земельной доли представлены в рабочей тетради№2 в Таблице 11.

Уточнение размера земельной доли, предоставляемой в собственность бесплатно представлены в рабочей тетради №2 в Таблице 12, где указана общая площадь в гектаро-баллах 1133367, общая площадь земельной доли в гектаро-баллах 615,6.

  • 2.2.2 Образование и отграничение земельного участка в счёт невостребованных земельных долей
  • Невостребованные земельные доли - это земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на такую земельную долю. Их нельзя отнести к бесхозяйным недвижимым вещам, поскольку у этих долей есть собственники, они известны и не отказывались от права собственности на них. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями
  • Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
  • Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и опубликовывает его в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
  • Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
  • Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
  • С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
  • Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

По данному объекту, муниципальному образованию «Россия», имеется фонд перераспределения земель (ФПЗ), сформированный из излишков сельскохозяйственных угодий после перераспределения, площадью 481, 44 га, расположенный на пашне. Экспликация по фонду перераспределения земель представлена в Таблице 13 рабочей тетради №2.

После формирования и уточнения земельных массивов, был сформирован участок под невостребованные земельные доли (НЗД), на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». были запроектированы границы участка под НЗД, площадь которого составила 51,30 га. Сведения о формировании данного участка занесены в Проектную экспликацию земель - Таблица 17.1 рабочей тетради №2.

2.2.3 ОБРАЗОВАНИЕ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА И ПОЛЕВОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) -- вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации напрямую связанной с сельским хозяйством.

Крестьянское (фермерское) хозяйство -- это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем -- фермером. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности.

В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется одним гражданином или гражданином или несколькими гражданами; хозяйство ведётся на приобретённых или предоставленных землях.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а ей реализация не является предпринимательской деятельностью.

В Омской области предоставление земель под личное подсобное хозяйство бесплатно осуществляется по следующим основаниям:

1) семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством;

2) единственному родителю, воспитывающему несовершеннолетних детей;

3) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет.

Образование и порядок предоставление земельных участков под ведение К(Ф)Х регламентируется ФЗ №74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В соответствии со статьей 7 закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 26 января 2006 г. регламентированы минимальные и максимальные размеры, отводимые для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - от 0,04 до 100 га; а также для личного подсобного хозяйства - от 0,04 до 2,5 га, однако пункт 2 вышеупомянутой статьи, увеличивает нормы площадей, отводимых для личного подсобного хозяйства в Колосовском и ряде других районов, в 2 раза.

На территории сельского поселения «Россия» были выделены земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 123,2 га, и для ведения личного подсобного хозяйства - 12,8 га.

Согласно законам Омской области площадь земель, предоставленных для ведения ЛПХ не соответствуют нормативной (максимальная площадь 2,5 га). В целях соблюдения законодательства земли, предоставленные для ЛПХ, были сданы в аренду ОАО «Россия».

2.2.4 Оценка параметров земельных участков, землепользований и землевладений

Для создания оптимальных условий функционирования хозяйств на территории муниципальных образований проводят оценку параметров земельных участков, землепользований и землевладений, которая включает в себя характеристику размеров и расположения земельных участков и их границ.

Оценка размеров включает такие показатели как:

· общая площадь;

· площадь сельскохозяйственных угодий;

· площадь пашни;

· среднюю земельную долю;

· среднюю районную норму;

· средний надел на 1 двор;

· обеспеченность скота ЛПХ сеном и зелёным кормом.

Оценка расположения земель и границ должна содержать следующие показатели:

· расстояние от населённых пунктов до сельскохозяйственных угодий;

· среднее расстояние до чересполосных угодий;

· число вкрапленных участков и их площадь;

· коэффициент дальноземелья;

· коэффициент чересполосицы;

· коэффициент вклинивания и вкрапливания;

· средняя длина отрезка границы.

Коэффициент дальноземелья определяется:

………………………………..(1),

где Rф - фактическое расстояние от населённого пункта до сельскохозяйственных угодий, км;

Rr max - расчетное расстояние от населённого пункта до сельскохозяйственных угодий, км.

Коэффициент чересполосицы рассчитывается как:

………………………………..(2),

где Rф - фактическое расстояние от населённого пункта до чересполосного участка, км;

Rr max - расчетное расстояние от населённого пункта до сельскохозяйственных угодий, км.

Коэффициент вклинивания определяют по следующей формуле:

………………………………..(3),

где Rф - фактическое расстояние от населённого пункта до участка вклинивания, км;

Rr max - расчетное расстояние от населённого пункта до сельскохозяйственных угодий, км.

Расчёт коэффициента вкрапливания ведут по формуле:

…………………………….(4),

где SАО - площадь акционерного общества, га;

Sвкр - площадь вкрапленных участков, га.

На территории сельского поселения «Россия» недостатки земельных участков, землепользований и землевладений могут быть решены следующими способами:

· аренда земельных участков;

· сдача в аренду земельных участков;

· выкуп земельных участков;

· перевод из одной категории земель в другую;

· реорганизация хозяйствующего субъекта.

Согласно расчётам в данном муниципальном образовании средний размер земельной доли приблизительно равен средней районной норме (8,78 га), фактическое расстояние от населённых пунктов до сельскохозяйственных угодий - 7,1 км, а максимальное расчётное - 11,22 км, что является положительным аспектом данной оценки. Однако имеется 7 вкрапленных контуров общей площадью 1953,29 га, коэффициент вкрапливания 1,06; коэффициент дальноземелья равен 0,63; средняя длина отрезка границы 3,5 км.

Полученные результаты занесены в Таблицу 18 рабочей тетради №2.

3. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ГРАНИЦАХ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

3.1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПО КАТЕГОРИЯМ, ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ и УГОдьям

Для нужд территориального планирования, составления генеральных планов, составления проектов перераспределения и упрорядочения границ, а также нужд ведения земельного кадастра составляются экспликации (таблицы) распределения земель по категориям, формам собственности и угодьям.

Земельный кодекс РФ выделяет 7 категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населённых пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли особоохраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целесообразно используют категории земель как одно из оснований для классификации, а другим основанием принимают формы собственности или угодья.

На территории сельского поселения «Россия» проведена классификация земель по

а) категориям земель и формам собственности;

б) категориям земель и угодьям.

По результатам первой классификации получены сведения:

1). общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 17813,84 га, из них в собственности граждан - 17050,03 га, в государственной и муниципальной - 2187,34 га;

2). общая площадь земель населённых пунктов составила 162,71 га, из них в собственности граждан - 81,36 га, в государственной и муниципальной - 81,35 га;

3). земли промышленности транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения имеют общую площадь 40,99 га, которая полностью находится в государственной собственности, а точнее в собственности субъекта федерации - Омской области;

4). общая площадь земель особоохраняемых территорий и объектов составила 34,62 га, которая полностью относится к собственности субъекта федерации - Омской области;

5). земли лесного фонда всего включают в себя 1680,14 га, полностью относятся к федеральной государственной собственности;

6). земли водного фонда, общей площадью 124,92 га, полностью принадлежат Российской Федерации (федеральная государственная собственность);

7). земли запаса не представлены в границах муниципального образования «Россия».

Принимая во внимание тот факт, что общая площадь земель той или иной категории остаётся постоянной в обеих классификациях, то вторая предложенная классификация по категориям земель и угодьям дала следующие сведения:

1). земли сельскохозяйственного назначения: представлены пашней (14587,14 га), кормовыми угодьями (2867,26 га), нарушенными землями (20,37 га) и прочими землями (1,27 га).

2). земли населённых пунктов составляют земли застройки - 162,71 га;

3). земли промышленности транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения представлены земельными участками под дорогами;

4). земли особоохраняемых территорий и объектов - это болота, являющиеся памятниками природы общей площадью 34,62 га (относятся к землям природоохранного и заповедного значения);

5). земли лесного фонда расположены под лесной растительностью, общей площадью 1680,14, в т.ч. под лесными полосами - 13,35 га;

6). земли водного фонда расположены под поверхностными водными объектами и занимают всю площадь в 124,92 га;

7). земли запаса не представлены в границах муниципального образования «Россия».

Данные представлены в Таблице 19 и Таблице 20 рабочей тетради №2.

3.2 УСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОБРЕМЕНЕНИЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

Для обеспечения безопасности эксплуатации объектов с особым режимом использования, а также поддержания экологической безопасности природных объектов на территории сельского поселения, устанавливаются охранные зоны и сервитуты.

Охранные зоны устанавливаются вдоль линий электропередач, нефте-, газо- и водопроводов. Они предназначены для обеспечения безопасной эксплуатации объектов инженерного оборудования территории.

Также проектируются зелёнозащитные (охранные) зоны вдоль дорожной сети (внехозяйственные и магистральные дороги), объектов утилизации (свалки и кладбища), а также вокруг населённых пунктов.

Помимо зелёнозащитных, устанавливаются прибрежные полосы и водоохранные зоны, для обеспечения экологической сохранности водных объектов: рек, озёр и водохранилищ.

В данных зонах устанавливаются особые режимы использования земель, частично ограничивается хозяйственная деятельность, регулируется использование удобрений, методы агротехники и некоторые другие ограничения.

На данном объекте земелеустроительного проектирования сельского поселения «Россия» выделены охранные зоны особоохраняемых территорий (памятников природы и памятников археологии), зелёнозащитные зоны вдоль объектов утилизации, на расстоянии 250 м, вдоль дорог , шириной от 180 до 250 м, водоохранную зону, шириной 50 м, прибрежную полосу, шириной 15 м.

Помимо этого установлен сервитут на территории охранной зоны магистрального водопровода, протяжённостью 5,72 км, общая площадь действия сервитута составила 28,80 га.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ

4.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трубопровод - это искусственное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде взвеси под воздействием разницы давлений в поперечном сечении трубы.

Трубопроводы в зависимости от транспортируемой среды по СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» бывают:

· Водопровод

· Газопровод

· Нефтепровод

· Продуктопровод

Водопровод - система непрерывного водоснабжения потребителей, предназначенная для проведения воды для питья и технических целей из одного места (обыкновенно водозаборных сооружений) в другое - к водопользователю (городские и заводские помещения) преимущественно по подземным трубам или каналам; в конечном пункте, часто очищенная от механических примесей в системе фильтров, вода собирается на некоторой высоте в так называемых водоподъёмных башнях, откуда уже распределяется по городским водопроводным трубам.

Водопровод включает в себя:

· сам водопровод;

· камеру переключения магистрального водопровода;

· колодец магистрального водопровода.

Магистральные трубопроводы прокладывают подземно. Заглубление трубопровода до низа трубы устанавливается в зависимости от материала, из которого изготовлена труба, количества прокладываемых труб, а также от категории земель: земли сельскохозяйственного или не сельскохозяйственного назначения.

Водопровод относится к объектам недвижимости (в качестве сооружения), а значит и должен иметь собственника; как правило, собственником выступает юридическое лицо или государство (субъект федерации или муниципальное образование).

При прокладке водопровода могут быть затронуты интересы одного или нескольких лиц, в зависимости от территории прокладки трубопровода. Этих лиц называют смежниками, т.е. это собственники земельных участков, по которым проходит водопровод. При проектировании трубопровода и образовании земельных участков согласно законодательству РФ учитываются интересы всех смежных собственников.

При строительстве водопровода и постановке его на кадастровый учёт образуют многоконтурный земельный участок под наземными частями трубопровода. Таких участков может быть несколько, но на кадастровый учёт они ставятся как единый объект недвижимости (многоконтурный земельный участок) и ему присваивается одни кадастровый номер.

В данном сельском поселении «Россия» проложен подземный магистральный водопровод, протяжённость трассы 5,72 км. Смежником является ОАО «Россия», собственник водопровода - ООО «Водоканал», исполнитель работ по проектированию и строительству водопровода (подрядчик) - ОАО«ИркутстНИИхиммаш».

На территории сельского поселения водопровод проходит по кадастровому кварталу № 55:08:230301, который соответствует муниципальному образованию «Россия» Колосовского района и двум кадастровым участкам: № 55:08:230301:011 и № 55:08:230301:018.

4.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД ОБЪЕКТОМ

Размещение трассы магистрального водопровода основывается на законодательной и нормативно-технической базе.

При образовании земельных участков под инженерным объектом были использованы следующие нормативные документы:

· Земельный кодекс РФ

· ФЗ №78 «О землеустройстве» от 18.07.2011 г.

· Правила охраны магистральных трубопроводов от

· Нормы отвода земель для магистральных водопроводов и канализационных коллекторов (СН 456-73)

· Нормы отвода земель для нефтяных и газовых скважин (459-74)

· ГОСТ 19.201-78. «Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению»

· СНиП 3.05.04-85 «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации»

5. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ МНОГОКОНТУРНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД ТРАССОЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

5.1 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТА ГРАНИЦ МНОГОКОНТУРНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД ТРАССУ ТРУБОПРОВОДА

Техническое задание - это исходный документ на проектирование технического объекта. Оно устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, проектирование -- это один из видов подрядных работ, результатом которых является продукция (проект), то есть комплект проектной документации на другой продукт (объект проектирования). Проект предназначен для создания объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых этот объект был разработан.

Участников проектных работ разделяют на потребителей (заказчиков этих работ) и поставщиков (исполнителей этих работ, подрядчиков). Поставщиком, как и потребителем продукции, может быть организация (юридическое лицо) или конкретный человек (физическое лицо).

Техническое задание является юридическим документом -- как приложение включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, состав работ, исходные данные, содержание работы, а также могут указываться сроки выполнения работ.

Содержание и форма технического задания регламентированы ГОСТ 19.201-78. «Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению».

Для данного муниципального образования «Россия» было составлено техническое задание, целью которого было проведение землеустроительных работ по составлению проекта образования земельного участка под линейным объектом инженерного оборудования территории - магистральным водопроводом.

В техническое задание были включены следующие пункты:

1. наименование и адрес исполнителя (ОАО «ИркутскНИИхиммаш», г. Иркутск, ул. Ак. Кучерова, 3);

2. наименование и адрес пользователя земельного участка (ООО «Водоканал», Омская область, Колосовский район, с. Колосовка, ул. Кирова, 24);

3. описание местоположения инженерного объекта (объект землеустройства расположен с сельском поселении «Россия», Колосовского района Омской области);

4. цель работ (составление проекта границ многоконтурного земельного участка под трассу водопровода и его охранной зоны);

5. состав работ, подлежащих выполнению (подготовительные работы и составление проекта границ земельного многоконтурного участка);

6. исходные данные, предоставляемые заказчиком (документы о правах собственности, проектно-техническая документация, топографическая съёмка);

7. содержание работы:

7.1 Подготовительные работы:

· Сведения о земельном участке

· Правоустанавливающие и правоутверждающие документы на земельный участок

· Документы технической инвентаризации объектов

· Сведения о картографической и геодезической обеспеченности территории

· Сведения о кадастровом делении

· Сведения о смежных землепользователях

· Проектные, статистические и другие материалы

7.2 Работы по территориальному землеустройству

Техническое задание заполнено и включено в рабочую тетрадь №3.

5.2 РАСЧЁТ ПЛОЩАДИ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

При строительстве и эксплуатации трубопровода образуют земельные участки, имеющие разные параметры, назначения, режим использования.

Магистральный водопровод, протяжённостью 5,72 км, имеет с своём составе два наземных сооружения: камеру переключения и колодец. Согласно «Нормам отвода земель для магистральных водопроводов и канализационных коллекторов» (СН 456-73) для размещения колодца необходимо выделить 9 м2, а для камеры переключения - 100 м2. Общая площадь многоконтурного земельного участка составляет 109 м2. При этом будут затронуты интересы только одного землепользователя - ОАО «Россия».

Расчёт площади представлен в рабочей тетради №3 в Таблице 1, в Таблице 2 представлен список землепользователей, интересы которых затрагиваются в процессе эксплуатации магистрального водопровода.

5.3 СОСТАВЛЕНИЕ ЭКСПЛИКАЦИИ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ В ПРОЕКТНЫХ ГРАНИЦАХ

Составление экспликации земель на территории в проектных границах под магистральный водопровод включает в себя установление номеров кадастровых участков, по которым проходит трасса водопровода и их площадь, площадь изъятия, которая подразделяется на сельскохозяйственные угодья (в т.ч. пашню, многолетние насаждения, кормовые угодья и залежь) и не сельскохозяйственные угодья и территории: леса, водные объекты, дороги, земли под постройками, а также прочие земли.

В площадь, изымаемую под трассу магистрального водопровода в сельском поселении «Россия», попадают два участка с кадастровыми участками № 55:08:230301:011 и № 55:08:230301:018; общая площадь изъятия - 22,88 га, в т.ч. сельскохозяйственные угодья - 22,88 га (пашня в размере 12,57 га и кормовые угодья площадью 10,31 га). Трасса водопровода не проходит по лесным территориям, водным объектам, не затрагивает земли под дорогами и постройками.

Экспликация земель по земельному участку представлена в Таблице 5 рабочей тетради №3.

5.4 УСТАНОВЛЕНИЕ ОБРЕМЕНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Трубопровод - это объект повышенной опасности, то вокруг него формируется охранная зона, которая обеспечивает безопасную эксплуатацию данного инженерного сооружения.

Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны магистральных трубопроводов.

В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности:

а) перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты;

б) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

в) устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

г) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемой продукции;

д) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы;

е) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.

Режимообразующий объект - это объект, вокруг которого устанавливается особый режим использования.

Зона особого режима использования земель - это территория с особым режимом использования, природопользования, выделенная на основании правоустанавливающих и нормативных документов.

Одним из видом особого режима использования земель является публичный сервитут. Он устанавливается для:

· прохода или проезда через земельный участок;

· использования земельного участка в целях ремонта инженерных коммуникаций, линий электропередач и др. линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

· размещения на земельном участке геодезических и межевых знаков и подъездов к ним;

· проведения дренажных работ на земельном участке;

· забора водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

· прогона скота сельскохозяйственных животных;

· сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельном участке в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

· использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

· временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и др. работ;

· свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним»».

Особый режим использования земель задаётся системой запретов или ограничений тех видов деятельности, которые не совместимы с целями, установленными для данных зон.

Для магистрального водопровода, проходящего по сельскому поселению «Россия», была определена ширина охранной зоны 40 м, согласно СНиП 2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения и СН 456-73 «Нормы отвода земель для магистральных водоводов и канализационных коллекторов», таким образом, при протяжённости трассы 5,72 км, площадь охранной зоны составила 22,88 га (Таблица 4 рабочей тетради №3). Действие сервитута распространяется только на земли сельскохозяйственного назначения (Таблица 6 рабочей тетради №3).

5.5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ИЗЫМАЕМЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

пост прав-ва омской обл 19декабря 2007 №175 об утв рез-в кад оценки

5.6 Определение размеров убытков землепользователей, включая упущенную выгоду

Убытки - это потери от хозяйственной деятельности, выраженные в денежной форме; превышение расходов предприятия, предпринимателя над доходами, влекущее уменьшение материальных и денежных ресурсов; включают в себя упущенную выгоду.

Убытки сельскохозяйственных предприятий, возникают, в основном, из-за неудобств в использовании земли.

Общая стоимость затрат от нарушения транспортных связей и разобщения территории включает в себя:

· стоимость недополученной продукции;

· дополнительные транспортные издержки, связанные с увеличением расстояний перевозимых грузов;

· дополнительные затраты на холостые повороты, пробеги обработки клиньев и неудобных земель;

· дополнительные затраты на обустройство территории (строительство объездной дороги, строительство и обустройство переездов, ремонт и восстановление мелиоративных сетей, строительство водоводов и водопроводов, подвоз воды для скота, затраты на ликвидацию последствий транспортных связей).

Упущенная выгода является частью убытков землепользователей, причинённых изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и/или общественных нужд, ограничением прав землепользователей или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлялись земельные участки.

Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода землепользователей в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства.

Возмещение упущенной выгоды производится в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течении восстановления нарушенного производства.

Расчёт упущенной выгоды производится по формуле:

(1),

где Ув - размер упущенной выгоды, руб.;

d - ежегодный доход, руб.;

Т - срок аренды, лет.

Размер ежегодного дохода рассчитывается по формуле:

………………(2),

где Ур - среднегодовая урожайность за последние 5 лет, ц/га;

Цреализ - цена реализации зерна, руб.;

Сб - себестоимость продукции, руб.;

S пашни - площадь многоконтурного земельного участка, га.

Для расчёта стоимости недополученной продукции используется формула:

………………….…………..(3),

где НП - стоимость недополученной продукции, руб.;

S - площадь, с которой недополучили продукцию, га;

Ну - процент недополучения урожая, %;

Ур - среднегодовая урожайность за последние 5 лет, ц/га;

С - стоимость одного центнера, руб.

Дополнительные транспортные расходы определяются:

……………………..………(4),

где Сперев - общая стоимость перевозки, руб;

Lc - среднее увеличение расстояния, км;

V - объём перевозимых грузов, т;

Сп - стоимость перевозки 1 т на км, руб.

Для определения дополнительных затрат на холостые повороты, пробеги, обработки клиньев и неудобных земель руководствуются следующей методикой:

……………………………(5),

где Сдоп - стоимость дополнительных затрат, руб.;

S - площадь земель, неудобных для обработки, га;

Сосн - стоимость основной обработки, руб.;

Доп - дополнительные затраты на обработку, %.

Расчёт дополнительных затрат на обустройство территории, а именно непредвиденные затраты на ликвидирование последствий нарушений транспортной инфраструктуры, в учебных целях принимаем за константу.

Итого по сельскому поселению «Россия» была проведена оценка размера убытков (203608,6 руб.) и упущенной выгоды (301,5 руб.), в т.ч. стоимость недополученной продукции - 22755,76 руб., дополнительные транспортные затраты - 169479,6 руб., дополнительные затраты на холостые пробеги, обработку клиньев и неудобных земель - 1372,8 руб., дополнительные затраты на обустройство территории - 10000 руб. Данные по расчёту упущенной выгоды и размеру убытков отражены в рабочей тетради №3 в Таблицах 7-13.

Делись добром ;)