logo
Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

2.2.1 Устойчивое развитие сельских территорий

Данное направление ориентировано на стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. Значимость данного направления современной агропродовольственной политики подтверждается тем, что на его реализацию предусмотрено 20% общего объема финансирования государственной программы из федерального бюджета. На устойчивое развитие сельских территорий направлены все меры по поддержке сельского хозяйства и регулированию агропродовольственных рынков, содержащиеся в Программе. Необходимо осуществить систему мер государственной поддержки, предусматривающих:

- комплекс мер по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- комплекс мер по улучшению условий жизни сельского населения на основе предоставления грантов;

- комплекс мер по повышению занятости и доходов сельского населения на основе развития традиционных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности.

В целом, эти меры направлены на улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры в сельской местности.

За пять лет реализации Госпрограммы предполагается увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66% и повысить уровень газификации в сельской местности до 60%. (22)

Мероприятия по улучшению жилищных условий основной категории сельского населения осуществляются на основе развития системы ипотечного жилищного кредитования, с привлечением средств федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам. Молодым специалистам предоставляется возможность использования механизма ипотечного кредитования, предусмотренного в действующих Правилах. Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;

- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;

- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Мероприятия по обеспечению жильем молодых специалистов осуществляются до 2012 г. Объемы финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села за счет средств федерального бюджета (См. приложение В табл.3)

Преодолению сложной социальной на селе ситуации должна способствовать система мер государственной поддержки, формирующая второе направление комплексного подхода к развитию сельских территорий - это улучшение социальной среды обитания и повышение качества жизни сельского населения. Преобладавший на протяжении нескольких предыдущих десятилетий остаточный принцип финансирования сельской социальной сферы, проводимый куре на ликвидацию «неперспективных» деревень привели к масштабному сокращению объектов социально-бытовой сферы, снижению территориальной доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торгово-бытовых услуг. За 17 лет число школ уменьшилось на 12 тыс. (25%), детских садов - на 21,5 тыс. (53%), участковых больниц - на 4,3 тыс., клубов - на 44 тыс. (30%) Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий // Экономист №10, 2007 - С.79. Для улучшения уровня и качества жизни сельского населения принята система предоставления грантов, направленная на сохранение и развитие местной социальной инфраструктуры, развитие физической культуры и спорта, молодёжного досуга, развитие народного творчества, художественной самодеятельности, обеспечение несельскохозяйственных видов занятости сельского населения. Получателями грантов могут выступить общественные организации сельских поселений, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на сельской территории; государственные и муниципальные учреждения, культурные центры и научно-исследовательские организации, органы территориального самоуправления; администрации муниципальных образований.

От каждого сельского населенного пункта в течение года в рамках Программы может быть поддержан только один проект. Размер средств федерального бюджета на реализацию поддержанного в рамках конкурса проекта определяется в зависимости от категории сельского населенного пункта по численности проживающего в нем населения (См. Прил.B. Табл. 4).

Субъекты Федерации по-разному вовлечены в процесс реализации данного направления программы в силу различий в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности, системах приоритетов расходования средств региональных бюджетов и места среди них вопросов социального развития села. Наиболее активными участниками программных мероприятий выступают субъекты Приволжского федерального округа (Республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Оренбургская, Саратовская, Ульяновская области). Программные мероприятия успешно реализуются также в регионах Южного (Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская область) и Сибирского (Алтайский край, Омская, Новосибирская, Томская области) федеральных округов. Торопов Д. Комплексный подход к решению задач социально-экономического развития территорий// Экономист № 12, 2008. - , С.32 Теперь главная задача состоит в эффективной реализации принятых решений на основе мониторинга происходящих изменений, оперативного реагирования на возникающие трудности и принятия адекватных мер по их устранению.

Существенным условием комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. В этих целях необходимо всемерно поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территории. Стратегические цели работы таких центров могут выражаться в содействии развитию малого и среднего сельского бизнеса, разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования, поддержке инициатив и оказанию информационно-консультационной помощи субъектам предпринимательства и гражданам. Реализация мероприятий по укреплению экономики аграрного сектора и устойчивому развитию сельских территорий способствовала улучшению материального положения сельских домохозяйств, повышению их обеспеченности жильем и уровня инженерного оборудования жилищного фонда, частичной компенсации сокращения сети социальных объектов, сохранению и созданию новых рабочих мест в сельской местности, привлечению и закреплению в сельском хозяйстве и социальной сфере села молодых специалистов. Однако, сложившиеся темпы социального развития села не достаточны для кардинальных изменений в условиях жизнедеятельности и перелома в демографической ситуации в сельской местности и обеспечении аграрного сектора квалифицированными кадрами. Показатели численности объектов социальной инфраструктуры села продолжают сокращаться, сельский жилищный фонд остается преимущественно неблагоустроенным, растет доля жилья с высоким процентом износа, ветхих и аварийных жилых зданий.