logo
Основы земельных отношений

3. Эффективные формы хозяйствования

  • Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности фермерских хозяйств изложены в Федеральном законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", принятом Государственной Думой 23.05.2003 г. и одобренном Советом Федерации 28.05.2003 г. В их основе лежит производственно-хозяйственная самостоятельность, свободное предпринимательство на принципах экономической выгоды, при этом хозяйствующий субъект наделен правами юридического лица и выступает товаропроизводителем на рынке.
  • Экономическое право фермера распоряжаться собственностью заключается в самостоятельном выборе следующих факторов: направления и структуры производства; технологии и организации его процесса; экономической целесообразности каналов реализации продукции; партнеров по кооперации и форм взаимодействий с ними; распределении хозрасчетного дохода. Как показывает практика, наиболее жизнеспособны семейные фермерские хозяйства.
  • При организации фермерского хозяйства исходят из размеров трудовых ресурсов, численности и продуктивности семей, затрат на получение продукции пчеловодства, обеспечивающих эффективность производства. Планируемые доходы должны гарантировать высокий уровень жизни фермера, оптимальную степень интенсивности труда семьи и перспективность дела в будущем. Поэтому еще на стадии организации фермерского хозяйства важно определить все каналы увеличения доходов, оптимизировать объем производства продукции и прибыльность получения того или иного продукта. Объем дохода должен быть достаточным для полного удовлетворения потребительских нужд семьи, создания страхового фонда финансовых и материальных ресурсов, расширения воспроизводства.
  • Среди многообразия факторов, определяющих специализацию фермерского хозяйства, важное место занимают степень и характер связи его с потребительским рынком, учет конъюнктуры и емкости, а также формы организации самого рынка. Часто при самом напряженном труде получают очень невысокие результаты, если пасеки создаются в условиях бедной медоносной базы, а семьи поражены различными заболеваниями. И все это на фоне низкой рыночной конъюнктуры. Наоборот, обильная медоносная база, выгодное положение хозяйства, сильные и здоровые семьи, благоприятная рыночная конъюнктура и доступные инвестиции оказывают первостепенное влияние на показатели производительности труда и доходности хозяйства.
  • Следовательно, фермеру необходимо провести экономическую оценку предполагаемых для производства продуктов и выбрать те, что принесут наибольшие доходы и незаменимы по технологическим соображениям. Все затраты на производство продукции пчеловодства можно подразделить на постоянные и переменные. Постоянные: амортизация, текущий ремонт, электроэнергия, арендная плата, страхование, которые в расчете на единицу, или рубль, продукции при увеличении объемов ее производства снижаются. Уровень данных затрат определяет значительную часть себестоимости продукции. Переменные затраты -- заработная плата, корма, автотранспорт, ветпрепараты, транспортные расходы. Их изменение непосредственно влияет на объем производства, себестоимость продукции и прибыль.
  • Поскольку прибыль складывается из объема реализованного продукта, умноженного на реализационную цену за минусом себестоимости продукции, то снижение издержек производства при отсутствии инфляции и сохранении стабильных реализационных цен -- важнейший фактор увеличения доходности хозяйства. Фермер должен внимательно наблюдать за изменением затрат, планируя их на основе нормативов и следя за их фактической величиной. Ему нужно опираться на следующие нормативы: по видам материальных ресурсов и услуг, необходимых для получения продукции пчеловодства и содержания пчелиных семей; количественным показателям всех затрат в зависимости от производственного направления хозяйства; объемам продукции и окупаемости затрат; ценам приобретения на материальные ресурсы и услуги; ценам реализации продукции; по налоговым, кредитным, страховым и иным ставкам. Петриков А. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. - М., 2005. -215 с.
  • Зная норматив, можно определить объемы продукта, постоянных и переменных издержек производства. Относительная величина этих издержек и темпы их изменения оказывают решающее влияние не только на уровень себестоимости, но и на его положительную или отрицательную динамику. Поэтому всегда следует принимать во внимание нижеследующие факторы.
  • Постоянные издержки на единицу продукции пчеловодства сокращаются до тех пор, пока добавочные затраты переменного фактора (факторов) обеспечивают прирост объема производимой продукции, иными словами, обеспечивают рост объема производимой продукции. Необходимо также иметь в виду, что сами постоянные затраты, если проследить их динамику за длительный период, не всегда остаются на одном уровне. Поэтому при вложениях в объект, формирующий затем постоянные затраты, надо особенно тщательно подходить к обеспечению их величины и возможности резкого повышения производительности труда. В противном случае возможно повышение издержек и снижение доходности.
  • Увеличение переменных затрат, как правило, вначале сопровождается ростом объемов производства, а затем их уменьшением. Поэтому переменные издержки в расчете на единицу продукции сокращаются до тех пор, пока ее выход в расчете на одну семью пчел не достигнет максимальной величины. При отсутствии расчета продуктивности семей дальнейшее увеличение переменных затрат экономически не оправдано. Значит, очень важно найти оптимальное соотношение между переменными затратами и выходом продукции, в противном случае хозяйствование "в темную" приведет к банкротству.
  • При разработке технико-экономического расчета по организации фермерского хозяйства важно определить трудовой потенциал коллектива (лучше всего семейного). Диспропорцию, возникающую между этим потенциалом и потребностью в затратах труда в напряженные периоды, устраняют привлечением дополнительной рабочей силы.
  • Зимой, когда снижается потребность в трудовых ресурсах, членов семьи фермера можно занять на переработке и реализации продукции, ремонтных и поделочных работах для нужд подсобных производств и промыслов, а также в защищенном грунте. В последнем случае обязательно учитывают наличие энергетических ресурсов, рынки сбыта и экономическую обоснованность выращивания овощных и зеленных культур. Петриков А. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. - М., 2005. -215 с.
  • Фермер самостоятельно планирует производственную и финансовую деятельность, социальное развитие. При разработке планов или смет доходов и расходов он исходит из платежеспособного спроса на свою продукцию, возможности получения дохода. Хозяйственно-производственные отношения фермерского хозяйства с другими субъектами осуществляют на договорных началах. Договор - единственный правовой и экономический документ, регулирующий указанные взаимоотношения.
  • Заключение
  • Таким образом, на сегодняшний день необходимо устранить необоснованные правовые ограничения на куплю-продажу земли и вместе с тем стимулировать приток крупного капитала, в том числе иностранного, для проведения сделок подобного рода. Чтобы предотвратить возможные махинации, такие сделки необходимо осуществлять на основе залоговых аукционов при помощи специализированных банковских структур с введением при необходимости (для земель сельскохозяйственного назначения) временного ограничения на последующую перепродажу.
  • На федеральном и региональном уровнях необходимо формирование фонда государственных ликвидных активов с целью обеспечения гарантии рисков коммерческих банков по операциям купли-продажи и залога земли, особенно в регионах с кризисным состоянием землеоборота; создать единую автоматизированную систему государственного земельного кадастра, содержащую кадастровые характеристики земельных участков, сведения об имеющихся строительных объектах, об окружающей экономической и экологической среде, данные о субъектах земельного рынка, юридические нормы и законодательные акты по оформлению сделок с земельными участками, информацию о спросе и предложении на земельном рынке; упорядочить взимание и сократить величину госпошлин и иных платежей за оформление сделок с землей.
  • Государство должно выполнять обязательства по осуществлению работ, направленных на восстановление земельного фонда, создание современных транспортной и коммуникационной систем. Стимулировать развитие инфраструктуры земельного рынка, включая создание сети земельных и ипотечных банков, посреднических и консалтинговых учреждений, нотариальных контор и т. п.
  • Необходимо разработать федеральную и региональные комплексные целевые программы поддержки эффективного функционирования земельного рынка, определив в них цели и задачи развития и структурной перестройки рыночного землеоборота, систему мероприятий по его активизации и упорядочению, этапы и сроки реализации намеченных мероприятий, а также способы привлечения средств для финансового обеспечения данных программ. При решении вопросов организации и управления земельными отношениями в предпринимательской. сфере в новых условиях необходимы неординарные подходы. Новый земельный строй коренным образом изменил прежнюю систему управления кадастром, поэтому теория кадастра должна принципиально обновить подходы к организации кадастрового производства в предпринимательских структурах, разработать современные экономические методы управления земельными отношениями в городском секторе экономики.
  • Библиография
  • 1. "Финансовые известия" за 11.12.03г.
  • 2. Журнал "Яблоко России" №2 2001г.
  • 3. Отчет о проведении конференции "О правовых аспектах земельной и аграрной реформы" 1997г.
  • 4. Маршал А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993.-414с.
  • 5. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М.: Финансы и статистика, 1992 .- 371 с.
  • 6. Андерсен Т. Приватизация общедоступных ценностей/ Т. Андерсен, П. Хилл..-М., 1995. - 310 с.
  • 7. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль // Экономикс: принципы, проблемы и политика. / Иванова Е.Е., Лаврова И. Ю. - М.,1992.- Т.2 -С. 176-178
  • 8. Экономическая теория : Учебник для вузов/ А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич- СПб. : Питер, 1997. - 480 с.
  • 9. Серова Е. В. Аграрная экономика. - М.: Высшая школа экономики, 1999. - 476 с.
  • 10. Государственное регулирование земельных отношений/ А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. - М.: Колос, 2000. - 261 с.
  • 11. Петриков А. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. - М., 2005. -215 с.
  • 12. Черняков Б. Развитие и регулирование аграрной экономики США на рубеже веков // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - №4. -С. 65-69.