2.2 Реформа и ее последствия для поддержки аграрного сектора Украины
Для того, чтобы удалось использовать аграрный потенциал в Украине, нужно изменить аграрную политику в сторону большей рыночной ориентации и стабильности. Иначе следующие десять лет мы так и будем говорить о потенциале, а не об успешном развитии.
В новом рыночной среде государство должно стать координатором, который разрабатывает и обеспечивает выполнение правил, по которым работают частные и государственные фирмы на рыночной арене. Правительство должно предоставлять общественные блага и создать стимулирующие законодательные, административные и регуляторные правила, чтобы исправить возможные ошибки рынке, способствовать эффективному функционированию частного сектора и защитить интересы слабых слоев общества. Под общественными благами понимают законы об исполнении контрактов и торговых соглашений, политика стимулирования конкуренции, обеспечения продуктов питания, разработка стандартов и обеспечения их выполнение, развитие инфраструктуры, распространение рыночной информации, обучения и переобучения, А также общая координация сотрудничества частного сектора и государства. Без соответствующих институтов частные аграрные предприятия, агробизнес и рынки не будут адекватно и справедливо развиваться.
Министерство аграрной политики должно проявить инициативу соответствия труда с другими министерствами и неправительственными организациями в разработке стратегии аграрного развития и видение роли аграрных субсидий.
Если правительство не хочет отказываться от аграрных субсидий, тогда нужно перейти к предоставлению прямых субсидий, отделенных от производства. Все механизмы поддержки с «желтой корзины» необходимо заменить этим механизмом поддержки, который уже показал себя во всем мире как эффективный инструмент поддержки доходов фермеров при малейших негативных эффектов на другие секторы экономики.
Но перед тем, как повышать объемы субсидирования, сначала нужно создать институциональную базу, а в краткосрочном периоде устранить главные препятствия повышению эффективности работы аграрного сектора. Речь идет об экспортных пошлинах, региональные барьеры торговли, погашение долгов по экспортному НДС, снижение маркетинговых затрат за счет уменьшения стоимости сертификации и скорости оформления сертификатов. Кроме того, необходимо реформировать научные учреждения и систему надзора за безопасностью продуктов питания, чтобы, с одной стороны, снизить бюджетные расходы, а с другой - предоставить аграрным производителям лучшие технологии, услуги и профессионально подготовленных специалистов, а потребителям - безопасную продукцию по низким ценам.
Аграрные политики должны понять, что хотя за вступления в ВТО Украине придется снижать импортные пошлины на аграрную продукцию, ниже пошлины приведут не только убытки, но и принесут много преимуществ. Значительно выиграют потребители, но низкие цены еще и стимулируют спрос на продукцию сельского хозяйства.
Наконец, нужно решить вопрос о роли единоличных подсобных хозяйств и их будущего. На сегодня эти хозяйства производят около 60% валовой аграрной продукции, поэтому их нельзя так просто игнорировать. Правительство Украины должно изучить опыт новых стран-членов ЕС по этому вопросу и, возможно, создать программу по предоставлению инвестиционных грантов тем подсобным хозяйствам, которые хотят расшириться хотя бы до размеров частных фермеров. При постоянной тенденции возрастания спроса на качественные и безопасные продукты питания, подсобные хозяйства сегодняшней форме никогда не смогут зарабатывать достаточные доходы от ведения сельского хозяйства. В этом случае таким домохозяйствам нужно помогать за счет социальной, а не аграрной политики [14].
- Введение
- 1 Основные направления реформирования аграрного сектора экономики Украины
- 1.1 Исторические предпосылки осуществления аграрной реформы в Украине и особенности развития АПК накануне реформы
- 1.2 Смены структуры собственности и землепользования. Землепользование и землевладение
- 1.3 Теоретические основы перспективного развития агропромышленного комплекса в Украине
- 1.4 Сущность реформирования аграрного сектора экономики
- 2 Проблемы реформирования АПК
- 2.1 Агропромышленный комплекс: проблемы развития
- 2.2 Реформа и ее последствия для поддержки аграрного сектора Украины
- 2.3 Детехнологизация и деиндустриализация - основной результат реформирования сельского хозяйства Украины
- 3 Перспективы развития АПК
- 3.1 Сущность категории «аграрно-продовольственная доктрина» и преимущества развития АПК на ее основе
- 3.2 Инвестиционные процессы АПК в условиях аграрной реформы. Повышение уровня инвестиционной привлекательности аграрных предприятий
- 3.3 Стратегии развития сельского хозяйства в регионах
- 3. Основные реформы в аграрном секторе украины
- 70. Осповыс направления аграрной реформы в Украине.
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- 16.5. Преобразования в аграрной сфере
- 3.1.3. Аграрные преобразования и повышение их эффективности
- 3. Основные реформы в аграрном секторе украины
- 4. Основные направления и векторы развития экономики украины
- Современные аграрные отношения в украине
- 49) Столыпинская аграрная реформа на Украине
- 16.5 Преобразования в аграрной сфере