logo
Анализ осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Ульяновской области

ВВЕДЕНИЕ

Практически во все времена на территории России осуществлялся государственный земельный контроль за соблюдением требований земельного законодательства. Особую актуальность данный вид государственного контроля приобрел с введением частной собственности на землю в Российской Федерации. Основной целью осуществления государственного земельного контроля являются, во-первых, обеспечение законности использования земельных участков, во-вторых, неотвратимость наказания за совершенные нарушения действующего земельного законодательства, и в-третьих, восстановление нарушенных прав собственников и землепользователей.

Немного о нормах закона. Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ и ст. 131 Гражданского кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным земельным законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 127-ФЗ (далее - Законно о регистрации). В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки удостоверяются документами также в соответствии с вышеуказанным Законом о регистрации.

Государственный земельный контроль осуществляется должностными лицами (госземинспекторами) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. Физические и юридические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить госземинспекторам доступ на проверяемые земельные участки, а также предоставить необходимую документацию для проведения проверки.

Несмотря на гражданскую сознательность лиц, имеют место и выявленные должностными лицами уполномоченных органов нарушения действующего законодательства. Большинство землепользователей просто не знают требования гражданских и земельных норм права, а некоторые просто не желают правильно оформлять все документы на используемую ими землю. Но отсутствие документов, подтверждающих право пользования на используемый земельный участок, является административным правонарушением, а лицо, виновное в его совершении, подлежит административной ответственности.

Наиболее распространенным нарушением является нарушение, подпадающее под определение ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях «Самовольное занятие земельного участка» и определяемое как: самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Данное нарушение влечет за собой наложение штрафа: на граждан - от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10000 до 20000 руб.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, использовании земельного участка без согласования собственников, арендаторов земельного участка и т.д.

Что же касается использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов - формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как вышеуказанная норма КоАП РФ предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования:

1) собственно на земельный участок;

2) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Объективная сторона - деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов.

Хочется обратить внимание, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок (в том числе и неявка без уважительных причин) также влечет наложение административного штрафа.

При осуществлении госземинспекторами государственного земельного контроля собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земель направляются на рациональное использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований.

Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Ульяновской области.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы государственного земельного контроля;

- исследовать общую характеристику территории;

- провести анализ деятельности РОСРЕЕСТРа по вопросам осуществления государственного земельного надзора;

- проанализировать эффективность осуществления государственного земельного надзора на территории Ульяновской области.