logo
Анализ организационно-экономических условий деятельности СПК "Свияга"

2.1 Значение производства молока на предприятии, анализ динамики и выполнения плана производства валового надоя молока

Возрастающий спрос населения на молоко вызывает необходимость больших затрат на расширение их производства, поэтому значение отрасли и изучение ее размеров в экономике предприятия позволяет обосновать рентабельность и разработать мероприятия по повышению ее эффективности.

Рассмотрим значение производства молока в экономике предприятия СПК «Свияга» Кузоватовского района.

Таблица 5 - Значение производства молока в экономике предприятия

Показатели

2007 год

2008 год

2009год

В среднем за три года

Удельный вес:

- в выручке от реализации молока

- в общих производственных затратах

- в затратах живого труда

- в прибыли (убытке)

Удельный вес коров в стаде, %

31,4

22,3

20,5

26,4

19,2

31,1

21,8

19,7

38,2

18,7

36,5

27,7

28,8

41,7

18,7

33

23,9

23

35,4

20,4

Анализируя данную таблицу, можно сказать, что в среднем за три года в выручке от реализации всего по хозяйству на молоко приходится 33 %, в производственных затратах 23,9 %, в затратах живого труда 23%.

Прибыль, получаемая от молока составляет 35,4 %, что говорит об увеличении объемов производства. Однако удельный вес коров в общем поголовье КРС составляет 20,4%, это существенно низкий результат обусловлен, прежде всего, сокращением дойных коров в хозяйстве и увеличением поголовья молодняка.

Таким образом, судя по прибыли, молочная отрасль занимает одно из ведущих мест в специализации и товарной отрасли предприятия.

Производство молока зависти от нескольких факторов:

— поголовье скота;

— его продуктивности;

— содержания и кормления скота

Повышение уровня товарности всех отраслей сельского хозяйства тесно связано с ростом производства валовой продукции за счет повешения продуктивности животных, со специализацией и концентрации отрасли, улучшением качества кормов, сокращением потерь продукции в процессе ее производства, хранения и реализации.

По данным таблицы можно сделать следующий вывод, что валовое производство молока в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 29,1 %, товарное производство молока увеличилось на 51,8 % соответственно, а выручка от его реализации 85,1 % или на 4512 тыс. руб.. Это говорит о высоких темпах роста данной отрасли, поэтому не удивительно, что уровень товарности увеличился на 17,2 процента в 2009 году. В основном это увеличение обусловлено ростом продуктивности коров.

Таблица 6 - Объемы валового и товарного производства, уровень товарности отрасли

Показатели

2006 год

2008 год

2009 год

Относительное отклонение, %

Валовая продукция молока: ц

Товарная продукция молока: ц

-тыс. руб.

Уровень товарности, %

Выход товарной продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц

Выход валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, ц

10236

7828

5300

76,5

173,2

226,5

12141

10804

7446

89,0

239,0

268,6

13215

11883

9812

89,9

262,9

292,4

129,1

151,8

185,1

117,5

51,8

129,1