logo
Организация управления сельскохозяйственными организациями в условиях изменяющейся коньюктуры рынка на примере СПК Племзавод "Овцевод"

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Стабильность финансового состояния предприятия является важнейшим критерием его выживаемости в условиях меняющейся конъюнктуры рынка, а также жесткой рыночной конкуренции. Только финансово устойчивые предприятия могут остаться на плаву во время штормов мировых финансовых неурядиц.

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды и внутренних условий осуществления экономической деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения кризиса предприятия, который может приобретать различные формы. Кризис предприятия является объективным экономическим процессом. Кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия и получают повсеместное проявление. Более того, кризис рассматривается не только как объективно неизбежный, но и как объективно необходимый процесс, несущий импульс интенсификации развития предприятия. Объективная природа кризиса предприятия отражает не только закономерность его наступления, но и возможность его разрешения.

Общая особенность для всех предприятий заключается в том, что все они являются организациями.

Организация -- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения какой-либо общей цели или нескольких целей. Работа предприятия разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать их работу, а это и является сущностью управления. Основными ресурсами, используемыми всякой организацией, являются:

1. человеческие ресурсы,

2. капитал,

3. материалы,

4. технология,

5. информация.

Организационная структура меняется в зависимости от характеристики предприятия, масштабов производства и видов деятельности (наука, проектирование, производство, торговля, страхование и т.д.). Различие в структурах приводит к перераспределению функций между структурными подразделениями, возникновению новых функции, новых форм организации хозяйственной деятельности и труда.

От организационной структуры предприятия и правильного распределений функций во многом зависят успех работы и ее четкость. Предприятия вправе самостоятельно создавать организационную структуру управления, обеспечивающую наивысшую экономическую эффективность и воспроизводство условий финансово-хозяйственной деятельности.

Управление призвано организовывать, регулировать, координировать деятельность людей, работающих в предприятиях, организациях, решать сложнейшую задачу эффективного использования в процессе труда разнообразной техники, материалов, трудовых ресурсов.
Одной из важнейших функций управления является планирование, заключающееся в выработке направлений развития отрасли. На предприятиях планирование организационно не отделено от управления и проявляется в создании оригинального варианта организации производства для решения поставленной перед коллективом задачи.
Важную роль играет материальная и моральная заинтересованность трудящихся в результате своего труда. Распределение по труду является фактором, стимулирующим развитие производства, дальнейший технический прогресс, снижение себестоимости продукции.

В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции.

Для выживания сельскохозяйственного предприятия в условиях меняющейся конъюнктуры рынка необходимо учитывать следующие моменты:

1. Проработать вопрос повышения эффективности использования оборотных средств. Оборотные средства - это «кровь» предприятия, без которой не сможет существовать весь организм. Оборотные средства необходимы для обеспечения планомерной производственной деятельности предприятия, а также для проведения расчетов с бюджетом, банками, другими предприятиями и обновления основных производственных фондов.

2. Провести экономический анализ деятельности предприятия с определением его «проблемных мест». В первую очередь необходимо провести анализ себестоимости произведенной и реализованной продукции, который поможет определить структуру производственных расходов и выявить степень влияния различных статей себестоимости на общую себестоимость продукции. По результатам анализа можно определить, какую из статей можно скорректировать для получения оптимального результата.

3. Провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Этот анализ позволит определить финансовую устойчивость предприятия.

4. Провести анализ рынка похожих товаров и услуг. В результате установления конкурентной цены производимого товара можно легко скорректировать производственные расходы на него, не потеряв свою нишу рынка.