Анализ использования машинно-тракторного парка
3.1 Анализ обеспеченности предприятия машинами и тракторами
Потребность в тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах определяется при разработке производственных планов. В КУСПТП «Барановичский райагросервис» потребность в технике определяют расчетно-конструктивным способом. Расчетно-конструктивный способ используется при разработке оперативных планов. Исходной информацией служат технологические карты возделывания сельскохозяйственных культур.
По данным технологических карт составляют сводный план механизированных работ на конкретный период (наименование, объемы и агротехнические сроки работ, состав агрегатов, их дневная производительность).
Определяются ежедневная потребность в тракторах по всем работам, полученные результаты выравниваются. Выравнивание ежедневной потребности в тракторах обеспечивается следующими приемами: заменой тракторов одних марок, потребность в тот или иной день максимальна, тракторами других марок, которые в этот период не заняты или потребность в них незначительна; смещение агротехнических сроков выполнения отдельных совпадающих по времени работ на более ранние или поздние сроки в допустимых пределах; перераспределением объемов совпадающих по времени работ в рамках агротехнического сроках и соответствующего числа в момент совпадения работ выполняется минимально возможный их объем [20].
Для наиболее полного анализа наличия и обеспеченности предприятия техникой потребуются данные о количестве и составе машинно-тракторного парка в КУСПТП «Барановичский райагросервис». Данные приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1 - Состав и структура машинно-тракторного парка в КУСПТП «Барановичский райагросервис» за 2009 - 2011 гг.
Машины и тракторы |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 г к 2009 г |
||||
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
Кол-во |
Уд. вес |
|||
Бульдозеры |
1 |
7,1 |
1 |
7,7 |
1 |
7,7 |
100,0 |
|
Экскаваторы |
3 |
21,4 |
2 |
15,4 |
2 |
15,4 |
66,7 |
|
Автокраны |
2 |
14,3 |
2 |
15,4 |
2 |
15,4 |
100,0 |
|
Бензовозы |
4 |
28,6 |
3 |
23,1 |
3 |
23,1 |
75,0 |
|
Передвижные ремонтные мастерские |
3 |
21,4 |
4 |
30,8 |
4 |
30,8 |
133,3 |
|
Передвижные агрегаты техобслуживания |
1 |
7,1 |
1 |
7,7 |
1 |
7,7 |
100,0 |
|
Итого: |
14 |
100,0 |
13 |
100,0 |
13 |
100,0 |
92,9 |
Исходя из проведённого анализа таблицы 3.1 можно заметить, что количество бульдозеров, автокранов, передвижных агрегатов техобслуживания не изменилось. Количество экскаваторов, бензовозов в 2011 году уменьшилось о сравнению с 2009 годом. Передвижных ремонтных мастерских в 2011 году стало больше из чего можно сделать вывод, что качество техники ухудшилось, что и заставило использовать больше ремонтных мастерских. Итого количество машин с 2009 года на 2011 год уменьшилось, изменение составило 92,2%.
Состав и структура машинно-тракторного парка определяются в зависимости от возможных объемов работ и сроков их выполнения. При этом учитывается, что дорогостоящие сельскохозяйственные тракторы и машины эксплуатируются в пределах оптимальных агротехнических сроков выполнения технологических операций.
Производственное обслуживание сельскохозяйственных предприятий включает автотранспортное, ремонтно-техническое, агрохимическое и другие виды обслуживания. Различные транспортные средства используются в определенных условиях, трактора - внутрихозяйственные перевозки в отсутствии хороших дорог, обработка почв и другие работы.
Выбор транспортных средств зависит от характеристики грузов и выполняемых работ [25].