logo
Организация информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе

1.4 Организационно-правовые формы(модели) ИКС

Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров ИКС является выбор оптимальных организационных моделей этих служб дляобслуживания сельских товаропроизводителей.

В настоящее время ИКС регионов и районов существуют в различных организационно-правовых формах.

На региональном уровне ИКС создаются в следующих формах: -структурное подразделение при органах управления АПК (в рамках МСХи департаментов);

-государственные учреждения;

-государственные унитарные предприятия;

-при институтах повышения квалификации работников АПК;

-при сельскохозяйственных высших учебных заведениях;

-при научно-исследовательских институтах;

-в форме фонда и автономной некоммерческой организации.

На районном уровне ИКЦ создается:

при органах управления АПК;

при техникумах, колледжах;

при ассоциациях фермерских хозяйств.

Многообразие и выбор форм ре тональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.

Информационно-консультационные службы в структуре или при органах управления АПК.

Создание ИКС в структуре или при органах управления АПК было оправданным на первом этапе его создания и имеет следующие преимущества и недостатки.

Преимущества:

большие возможности влияния на формирование политики государства и регионов в аграрном и социальном секторе экономики;

наличие мощной материально-технической базы, высококвалифицированных и опытных кадров, что позволяет создать службу и начать ее деятельность в короткие сроки с минимальными затратами;

более широкие возможности для оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью

Недостатки:

- отсутствие юридической и финансовой самостоятельности, полная зависимость консультантов от этих органов и невозможность осуществления коммерческой деятельности;

- психологическая неподготовленность даже квалифицированных кадров МСХ к специфике консультационной деятельности, у них преобладает административный стиль работы;

- работники органов управления много тратят время на составление различных справок, аналитических материалом и им очень трудно одновременно выполнять функции консультантов;

- сельхозтоваропроизводители видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.

Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений

К преимуществам этой формы ИКЦ относятся:

юридическая их самостоятельность, свобода действия в коммерческой деятельности;

возможность самим принимать решения по структуре, штатам, размеру зарплаты специалистов исходя из финансового состояния центра.

Недостатки этой формы ИКЦ:

- высокое налоговое бремя, включая все виды налогов;

- большая зависимость центра от местного бюджета.

Организация ИКЦ в составе сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Преимущества этой формы:

достаточно мощная материально-техническая и учебно-методическая база вузов;

опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского персонала факультетов, кафедр и лабораторий;

наличие у вузов учебно-опытных хозяйств для организации демонстрационных полей и ферм;

сельхозтоваропроизводители после окончания вузов получают молодых специалистов, хорошо понимающих значение консультационной службы и активно пользующихся ее услугами;

налоговые льготы для учебных заведений.

Слабых сторон данной модели нет, но тем не менее к недостаткам можно отнести:

-финансирование вузов непосредственно осуществляется из федерального бюджета;

- оторванность специалистов ИКЦ вузов от реального положения дел в АПК региона;

- трудно одновременно совмещать функции преподавателя и консультанта, а в ряде случаев невозможно.

Создание ИКС при научно-исследовательских институтах (НИИ) и институтах повышения квалификации специалистов АПК.

Эти формы организации ИКЦ имеют общие преимущества и недостатки.

Общие преимущества:

- неплохая их материально-техническая база и наличие телекоммуникационных средств;

- наличие квалифицированных научных и профессорско-преподавательских кадров;

- институты повышения квалификации позволяют на высоком уровне организовывать для сельхозтоваропроизводителей консультирование, семинары, конференции и др.;

- использование региональных научно-исследовательских учреждений особенно перспективно для создания отраслевых ИКЦ по внедрению новых отраслевых технологий в сельскохозяйственное производство.

ИКЦ в форме фонда и автономной некоммерческой организации.

Фонд является некоммерческой организацией. Его преимущества:

- в составе высшего органа управления представлены региональные администраторы, ученые и специалисты вузов, представители сельхозтоваропроизводителей, т.е. практически все основные субъекты АПК;

- структура штата и оплата труда работников фонда определяются непосредственно учредителями.

Недостатки:

- деятельность фонда сильно зависит от бюджетных средств;

- сравнительно большие налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату.

Серьезного внимания заслуживает вопрос выбора организационно-правовых форм ИКЦ на районном уровне.

Преимущества и недостатки создаваемых таких центров на районном уровне почти одинаковы с региональным уровнем. Вместе с тем, необходимо остановиться на особенностях создания ИКЦ - при ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. сокращено при АККОР.

В создании консультационного центра при фермерской ассоциации есть определенные преимущества:

- служба формируется и управляется непосредственными пользователями, и она предназначена в основном для обслуживания своих собственных членов;

- к консультационной деятельности привлекаются опытные фермеры, имеющие высокие показатели в собственном хозяйстве;

- фермерские ассоциации представляют фермерам информации и консультации по всем видам их деятельности и помогают фермерам реализовать их продукции;

- ассоциация на договорной основе обслуживает фермеров по ведению бухучета, банковских операций, заполнению налоговых деклараций, проведению анализа экономической деятельности, защита фермеров в суде, арбитраж, налоговой инспекции и т.д.

Недостатки:

- из-за отсутствия бюджетного финансирования многие фермерские ассоциации не имеют необходимых материальных ресурсов, даже для начального этапа работы.

- неплатежеспособность большинства фермеров, нуждающихся в услугах, не в состоянии даже оплатить сумму взносов на содержание этой службы.