1.4 Организационно-правовые формы(модели) ИКС
Важнейшим условием функционирования региональных и районных центров ИКС является выбор оптимальных организационных моделей этих служб дляобслуживания сельских товаропроизводителей.
В настоящее время ИКС регионов и районов существуют в различных организационно-правовых формах.
На региональном уровне ИКС создаются в следующих формах: -структурное подразделение при органах управления АПК (в рамках МСХи департаментов);
-государственные учреждения;
-государственные унитарные предприятия;
-при институтах повышения квалификации работников АПК;
-при сельскохозяйственных высших учебных заведениях;
-при научно-исследовательских институтах;
-в форме фонда и автономной некоммерческой организации.
На районном уровне ИКЦ создается:
при органах управления АПК;
при техникумах, колледжах;
при ассоциациях фермерских хозяйств.
Многообразие и выбор форм ре тональных и районных ИКЦ зависит от их материально-технической базы, источников финансирования и обеспеченности кадрами для работы в этих службах. Каждая модель организации ИКС имеет свои особенности и обладает определенными преимуществами и недостатками.
Информационно-консультационные службы в структуре или при органах управления АПК.
Создание ИКС в структуре или при органах управления АПК было оправданным на первом этапе его создания и имеет следующие преимущества и недостатки.
Преимущества:
большие возможности влияния на формирование политики государства и регионов в аграрном и социальном секторе экономики;
наличие мощной материально-технической базы, высококвалифицированных и опытных кадров, что позволяет создать службу и начать ее деятельность в короткие сроки с минимальными затратами;
более широкие возможности для оперативного решения управленческих, финансовых и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью
Недостатки:
- отсутствие юридической и финансовой самостоятельности, полная зависимость консультантов от этих органов и невозможность осуществления коммерческой деятельности;
- психологическая неподготовленность даже квалифицированных кадров МСХ к специфике консультационной деятельности, у них преобладает административный стиль работы;
- работники органов управления много тратят время на составление различных справок, аналитических материалом и им очень трудно одновременно выполнять функции консультантов;
- сельхозтоваропроизводители видят в работниках МСX прежде всего, как чиновников, а не консультантов, и поэтому порой работники сельского хозяйства не доверяют таким специалистам.
Второй организационно-правовой формой ИКЦ является функционирование их в виде государственных унитарных предприятий и государственных учреждений
К преимуществам этой формы ИКЦ относятся:
юридическая их самостоятельность, свобода действия в коммерческой деятельности;
возможность самим принимать решения по структуре, штатам, размеру зарплаты специалистов исходя из финансового состояния центра.
Недостатки этой формы ИКЦ:
- высокое налоговое бремя, включая все виды налогов;
- большая зависимость центра от местного бюджета.
Организация ИКЦ в составе сельскохозяйственных высших учебных заведений.
Преимущества этой формы:
достаточно мощная материально-техническая и учебно-методическая база вузов;
опыт и высокая квалификация профессорско-преподавательского персонала факультетов, кафедр и лабораторий;
наличие у вузов учебно-опытных хозяйств для организации демонстрационных полей и ферм;
сельхозтоваропроизводители после окончания вузов получают молодых специалистов, хорошо понимающих значение консультационной службы и активно пользующихся ее услугами;
налоговые льготы для учебных заведений.
Слабых сторон данной модели нет, но тем не менее к недостаткам можно отнести:
-финансирование вузов непосредственно осуществляется из федерального бюджета;
- оторванность специалистов ИКЦ вузов от реального положения дел в АПК региона;
- трудно одновременно совмещать функции преподавателя и консультанта, а в ряде случаев невозможно.
Создание ИКС при научно-исследовательских институтах (НИИ) и институтах повышения квалификации специалистов АПК.
Эти формы организации ИКЦ имеют общие преимущества и недостатки.
Общие преимущества:
- неплохая их материально-техническая база и наличие телекоммуникационных средств;
- наличие квалифицированных научных и профессорско-преподавательских кадров;
- институты повышения квалификации позволяют на высоком уровне организовывать для сельхозтоваропроизводителей консультирование, семинары, конференции и др.;
- использование региональных научно-исследовательских учреждений особенно перспективно для создания отраслевых ИКЦ по внедрению новых отраслевых технологий в сельскохозяйственное производство.
ИКЦ в форме фонда и автономной некоммерческой организации.
Фонд является некоммерческой организацией. Его преимущества:
- в составе высшего органа управления представлены региональные администраторы, ученые и специалисты вузов, представители сельхозтоваропроизводителей, т.е. практически все основные субъекты АПК;
- структура штата и оплата труда работников фонда определяются непосредственно учредителями.
Недостатки:
- деятельность фонда сильно зависит от бюджетных средств;
- сравнительно большие налоги на прибыль, имущество и все начисления на зарплату.
Серьезного внимания заслуживает вопрос выбора организационно-правовых форм ИКЦ на районном уровне.
Преимущества и недостатки создаваемых таких центров на районном уровне почти одинаковы с региональным уровнем. Вместе с тем, необходимо остановиться на особенностях создания ИКЦ - при ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, т.е. сокращено при АККОР.
В создании консультационного центра при фермерской ассоциации есть определенные преимущества:
- служба формируется и управляется непосредственными пользователями, и она предназначена в основном для обслуживания своих собственных членов;
- к консультационной деятельности привлекаются опытные фермеры, имеющие высокие показатели в собственном хозяйстве;
- фермерские ассоциации представляют фермерам информации и консультации по всем видам их деятельности и помогают фермерам реализовать их продукции;
- ассоциация на договорной основе обслуживает фермеров по ведению бухучета, банковских операций, заполнению налоговых деклараций, проведению анализа экономической деятельности, защита фермеров в суде, арбитраж, налоговой инспекции и т.д.
Недостатки:
- из-за отсутствия бюджетного финансирования многие фермерские ассоциации не имеют необходимых материальных ресурсов, даже для начального этапа работы.
- неплатежеспособность большинства фермеров, нуждающихся в услугах, не в состоянии даже оплатить сумму взносов на содержание этой службы.
- Введение
- 1.1 Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК
- 1.4 Организационно-правовые формы(модели) ИКС
- 1.5 Основные задачи и структура ИКС
- 1.6 Формы и методы информационно- консультационной деятельности
- 2. Организационно-экономическая характеристика сельхозпредприятия (СХПК «Никулинский» Порецкого района)
- 2.1 Краткая характеристика деятельности сельхозпредприятия
- 2.2 Основные направления деятельности сельхозпредприятия
- 2.3 Экономическая эффективность отрасли растениеводства
- 2. Основные модели организации информационно-консультационной службы
- 5. Программы информационно-консультационной службы
- 10. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.
- 4. Список литературы по курсу «организация консультационной службы в апк»
- 4.1. Мировой опыт организации информационно-консультационных служб
- 4.2. Отечественный опыт организации и функционирования информационно-консультационных служб
- 5. Управление информационно-консультационной службой
- Информационно-консультационной службы
- 16.4. Программы информационно-консультационной службы