logo
Анализ землепользования Предгорного района Ставропольского края на примере земель станицы Ессентукской

1.1 Земельные отношения в дореволюционный период

Правовые отношения на территории нашего государства развивались на основе культурного наследия, полученного от древнерусской народности, которая ещё в начале средневековья имела высокоразвитую систему феодального права. Часть норм древнерусского права глубоко вошла в сознание и быт украинского народа, урегулировала основы феодального строя и составила содержание первого письменного памятника обычного права Древней Руси - "Русской Правды". Отдельные нормы превратились в традиции.

Постепенно наряду с нормами права местного происхождения приобрело распространение польско-литовское законодательство. В результате вхождения части украинских земель на протяжении длительного интервала времени в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского произошло взаимопроникновение их правовых систем. В частности, литовские статуты, "Саксонське зерцало", "Порядок прав міських" и другие источники польско-литовского права соединили в себе нормы из "Русской правды" и других памяток древнерусского права.

Трудно представить когда возникло межевание, но из летописей известно, что киевский князь Владимир, правивший в 980-1016 годах заботился "о строи земленем, о ратях и о устройстве земленем". Это первое документальное свидетельство о землемерстве. Его существование, в общем, связывают с возникновением государств.

Факты свидетельствуют о том, что более тысячи лет назад в наиболее политических центрах Киевской Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске), где существовала письменность, производилось индивидуальное обучение грамоте и развивалось землемерство (землеустройство). Одной из главных частей землеустройства всегда было межевание - комплекс работ по установлению, возобновлению и закреплению на местности границ землепользований и землевладений с выдачей документов, удостоверяющих право на землю. Данные о межевании использовались государством для установления порядка и ясности в использовании земель, земельном налогообложении землепользователей и землевладельцев.

Землеустроители тех времён должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простейшими методами измерений.

Крестьяне, выходя из общины, получали возможность продать или заложить укреплённые в собственность надельные земли. Непосредственным развитием указа от 9 ноября был указ от 15 ноября о праве залога надельных земель. Этим указом предусматривалось расширение деятельности Крестьянского банка по выдаче ссуд под земельный залог.

В ходе осуществления реформы происходило разделение общины, сельские жители, которые умели и хотели работать, получили возможность приобретать земельные наделы, увеличивать их площади и, как следствие, получать большую прибыль. В сельской местности началось установление прогрессивных капиталистических отношений.

П.А. Столыпин отмечал, что развитие частной собственности среди сельских жителей, устранение таких значительных недостатков земледелия, как чересполосица и дальноземелье, а главное, всестороннее способствование крестьянам в расселении хуторами или мелкими селениями - это ближайшие землеустроительные задания правительства. Он подчеркивал, что из-за существования хищного хозяйствования, бедности и непросвещенности крестьян, которые не имеют никакого представления о собственности, никакие культурные начинания не возможны. Лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, развитие у крестьян института собственности, освобождение наиболее энергичных и предприимчивых крестьян от гнета общины, одним словом, лишь предоставление крестьянам возможности стать самостоятельными полноправными собственниками может поднять село.

Для земельных обществ был отменен общинный и установлен подворовой порядок землепользования. А отдельные хозяева рассматривались как частные собственники полос и участков. Домохозяин имел право требовать выделение ему вместо закрепленных за ним чересполосных участков отруба или хутора, то есть объединение всех разрозненных участков в одном месте и перенесение туда усадьбы.

Система землеустроительных комиссий, созданных на выполнение Указа от 4 марта 1906 года, стала со временем основными исполнителями столыпинского законодательства по землеустройству, в частности Закона о землеустройстве от 24 мая 1911 года. Для районов землеустройства была создана самостоятельная агрономическая организация, оказывающая помощь в виде технического руководства. Столыпинская земельная реформа положила начало землеустройству. Во время проведения реформы в процесс землеустройства стали включать не только определение границ, но и работу со всем землевладением и землепользованием, даже с их системами, отраслями хозяйств, а так же системами расселения, инфраструктуры (дороги, перегоны для скота, водопои и др.). Работы по размежеванию стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчётами по рациональному устройству всех охваченных земельными разделами территорий.

Все действия должны были выполняться с учётом качества и месторасположения земель, состава земельных угодий и пригодности их под пашню, загоны, сенокосы, сады, а так же требований по созданию компактных землевладений и землепользований, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания и других недостатков. В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, упорядочение хуторов и отрубов, переселение крестьян.

Создание в 1883 г. Поземельного крестьянского банка было второй серьёзной объективной предпосылкой успешного осуществления столыпинской реформы. Он был призван предоставлять конкретную помощь крестьянам путём предоставления им кредитов на приобретение земли и обзаведение хозяйством. Крестьянский банк сосредоточил огромный земельный фонд и проводил большие посреднические операции в интересах крестьянства. Проданные им в единоличное владение земли были землеустроены. Активное участие Крестьянского банка в мобилизационном процессе способствовало поддержанию цен на землю на достаточной высоте и, что помогало предотвратить спекулятивную горячку.

Таким образом, в результате столыпинских преобразований, развернувшихся в начале ХХ в., община начала утрачивать силу и влиятельность и уже не могла активно заниматься земледелием, а слои богатых крестьян, которые "крепко стояли на ногах", стал расти. Результатом разорения значительной части бедного крестьянства и помещичьих хозяйств стало увеличение земельных наделов, достатка и покупательной способности хозяев, которых в советское время называли куркулями.

В 1917 г. законодательный процесс, связанный с регулированием земельных отношений, продолжался. На протяжении июня-июля были приняты законы, направленные на охрану помещичьих земель, создание земельных комиссий по подготовке земельной реформы, ограничение операций с землёй.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа создала крепкий фундамент для формирования земельного законодательства, а значит и для выделения специальной правовой отрасли - земельного права.