logo
Анализ затрат на производство продукции животноводства в УО СПК "Путришки"

2.3 Анализ прибыли и рентабельности производства и реализации продукции животноводства

Себестоимость отражает процессы производства, обращения, распределения, то есть является синтезирующим показателем. В тоже время она является важнейшим качественным показателем, определяющим состояние экономики хозяйства и свидетельствует о рациональности его ведения. Снижение себестоимости продукции животноводства - один из важнейших источников повышения рентабельности производства и роста производительности труда.

Для того, чтобы оценить общий эффект от производства и реализации продукции свиноводства необходимо отразить как изменения себестоимости влияют на конечные результаты - прибыль и рентабельность отрасли.

Для этого воспользуемся мультипликативно-аддитивной моделью смешанного типа:

Прп = У VРПобщ i x (Цi - Сi) (2.5)

Исходными данными для анализа стали фактические показатели объема реализации продукции, цены и себестоимости единицы продукции каждого вида (таблица 2.8 и 2.9)

Таблица 2.9- Факторный анализа прибыли от реализации молока и прироста КРС

Вид продукции

VРП, т

Цi, тыс. руб

Сi, тыс. руб.

2012г

2013г

2012г

2013г

2012г

2013г

Молоко

5982

6428

2968,9

3267,7

1718,5

2348,6

Прирост КРС

536

536

18001,9

18434,7

13780

19700

Прп, млн. руб.

Изменение прибыли, млн. руб.

2012г

Усл.1

Усл.2

2013г

Общее

В том числе за счет

VРП

Цi,

Сi

7480

8034

9958

5908

-1572

+554

+1924

-4050

2263

2263

2495

-708

-2971

0

+232

-3203

Примечание. Источник: собственная разработка

Как видим из данных таблицы 2.8., к 2013 году в сравнении с предыдущим годом производство прироста КРС принесло убытка на 708 млн. р., т.к. спад прибыли составил 2971 млн. руб. За счет объема реализации изменений не было. За счет роста цен реализации прибыль возросла на 232 млн. руб. А вот рост себестоимости привел к снижению прибыли на 3203 млн. руб.

По молоку наблюдается другая ситуация: прибыль за исследуемый период спала на 1572 млн. руб. Однако, за счет роста объема реализации прибыль возросла на 554 млн. руб., за счет роста цен - на 1924 млн. руб., а за счет роста себестоимости произошел спад на 4050 млн. руб.

Однако рентабельность, наиболее полно, чем прибыль, отражает эффективность производства. Она характеризует соотношение эффекта от производства с понесенными затратами. Факторный анализ рентабельности производства представлен в таблице 2.9.

Таблица 2.9.- Факторный анализ рентабельности продукции животноводства

Средняя цена реализации, тыс. руб.

Полная себестоимость

, тыс. руб.

Рентабельность, %

Отклонение %

2012

2013

2012

2013

2012

Условная

2013

Общее

В т.ч. за счет

цены

Себестоимости

2968,9

3267,7

1718,5

2348,6

72,76

90,13

39,13

-33,63

+17,37

-51,0

18001,9

18434,7

13780

19700

30,63

33,77

-6,42

-37,05

+3,14

-40,19

Примечание. Источник: собственная разработка

Согласно данных таблицы 2.9. видим, что за счет роста цены реализации к 2013 году при сохранении себестоимости на уровне 2012 года предприятие могло бы выйти на уровень рентабельности молока в 90,13%, однако за счет значительного роста полной себестоимости производства уровень рентабельности снизился на 33,63 п.п. и составил 39,13% в 2013 году.

По прирост КРС заметить, что за счет незначительного роста цен рентабельность возросла на 3,14 п.п., а вот за счёт роста себестоимости рентабельность спала и убыточность прироста в 2013г. составила -6,42%.

Таким образом, дальнейшее расширение объемов и повышение эффективности производства продукции животноводства на предприятии является перспективным направлением, которое при повышении качества производимой продукции и снижении ее себестоимости сможет выйти на еще более высокий уровень рентабельности. Поэтому, далее необходимо провести поиск резервов для предприятия на перспективу.