logo
Национальная политика в лесном хозяйстве в контексте глобальных экологических угроз

3.Реформирование и институциональные трансформации в лесном хозяйстве Украины

Об объективной необходимости реформирования лесного хозяйства и институциональных изменений в сфере управления лесами и лесным хозяйством свидетельствует большое количество научных работ. Основная проблема заключается в том, что эти научные работы не стали катализатором экономических реформ в лесном хозяйстве Украины. Даже продолжительное сотрудничество Государственного комитета лесного хозяйства Украины со шведскими экономистами не привело к существенным сдвигам в сфере управления экономической деятельностью. В частности шведский ученый М. Нордберг отмечает следующие недостатки в реформировании лесного хозяйства Украины: не разработан отдельный закон по лесной политике, не отделены на институциональном уровне лесная политика, контроль и менеджмент; не создана государственная лесная компания; Государственный комитет лесного хозяйства продолжает оставаться организацией -- распорядителем финансовых ресурсов.

С целью совершенствования национальной политики в лесном хозяйстве и проведения эффективных экономических реформ, по моему мнению, целесообразно осуществить следующие меры:

-- заложить надежный правовой фундамент национальной лесной политики (принять закон по национальной лесной политике). Такой закон можно было бы подготовить, доработав проект кафедры экономики и менеджмента лесных предприятий Национального лесотехнического университета Украины;

-- усовершенствовать действующую систему экономических инструментов лесной политики (в частности, аукционной торговли круглыми необработанными лесоматериалами), национальной экологической сертификации лесов, налоговую систему и ценообразование в лесном хозяйстве;

-- в рамках Государственного агентства лесных ресурсов Украины, созданного на базе Государственного комитета лесного хозяйства Украины, обеспечить разграничение функций управления лесами и лесным хозяйством.