logo
Механизация лесозаготовительного производства

4. НИЖНИЙ СКЛАД

Технологический процесс лесного склада включает большой объём подъемно-транспортных операций, выполняемых различными подъемно-транспортными установками, конструктивные особенности и параметры которых должны соответствовать виду перемещаемых грузов и характеру их перемещения, В зависимости от характера перемещения груза подъемно-транспортные установки можно разделить на грузоподъемные и транспортирующие. К подъемно-транспортным установкам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы, относятся краны различных конструкций (мостовые, козловые, кабельные и стреловые), самоходные погрузчики, лебедки с канатно-блочными системами, бревносвалы и некоторые другие виды оборудования.

Погрузочно-разгрузочные установки должны быть способны перемещать пачки, как во вращательном, так и в горизонтальном направлениях.

При вывозке деревьев обрезку сучьев переносят на нижний склад, где условия работы более благоприятны, чем на лесосеках или погрузочных пунктах. Поэтому даже при использовании тех же сучкорезных инструментов производительность труда на нижнем складе существенно возрастает.

На нижних складах для обрезки сучьев применяют электросучкорезки, передвижные сучкорезные машины и стационарные сучкорезные установки.

Электросучкорезки облегчают труд рабочего, но не обеспечивают резкого повышения производительности труда по сравнению с обрубкой сучьев топором. Объясняется это тем, что при срезании сучьев электросучкорезкой, так же как и при обрубке, топором, рабочий должен перемещаться вдоль всего дерева и удалять каждый сучок в отдельности.

Значительное повышение производительности труда на обрезке сучьев может быть достигнуто при использовании передвижных сучкорезных машин и стационарных сучкорезных установок для поштучной и групповой обработки деревьев.

Поперечная распиловка представляет собой наиболее распространенный вид первичной обработки леса. Поперечная обработка хлыстов (называется раскряжевкой) является одной из важнейших операций, производимых на лесных складах. В результате раскряжевки хлыстов получаются сортаменты, которые характеризуются диаметром в вершине, длиной и объёмом. Раскряжевка хлыстов и разделка долготья на лесных складах может осуществляться переносными механизированными инструментами и стационарными установками. Переносные инструменты -- электромоторные и бензомоторные цепные пилы.

Сортировка. Сортировка лесоматериалов на современных лесных складах является одним из основных видов работ. В зависимости от компоновки склада на сортировку - поступают либо все сортаменты, получаемые при раскряжевке, либо их часть, если некоторые сортаменты непосредственно от раскряжевочной установки передаются в цеха переработки.

На сортировке лесоматериалов наибольшее применение получили лесотранспортеры -- машины непрерывного действия, имеющие замкнутое тяговое устройство в виде цепи или стального каната с захватно-опорными приспособлениями -- траверсами.

Лесотранспортеры подразделяются на продольные и поперечные. Продольные транспортеры перемешают лесоматериалы в направлении их продольной оси, поперечные -- в направлении перпендикулярном ее оси. Цепные и канатные продольные лесотранспортеры используют на лесных складах для сортировки круглых лесоматериалов. Круглые лесоматериалы, при сортировке на продольных лесотранспортерах, сбрасываются в специальные емкости называемые лесонакопителями. При сброске вручную на сортировке занято до 12-15% общего числа рабочих на нижнем складе.

Штабелевка. Штабелевка готовой продукции на лесных складах необходима для создания запасов в связи с неравномерностью отгрузки. Для штабелевки обычно используют то же оборудование, что и для погрузки лесоматериалов на подвижной состав. Чаше всего для штабелевки круглых и пиленых лесоматериалов на прирельсовых складах применяют консольно-козловые краны, а так же автопогрузчики.

На лесоперевалочных базах и лесных складах потребностей, где должны создаваться большие запасы лесоматериалов передвижные кабельные и мост-кабельные краны.

Погрузка леса. При погрузке лесоматериалов на железнодорожные платформы и в полувагоны используют краны различных типов (консольно-козловые, башенные, автомобильные, железнодорожные стреловые и др.)

Погрузка леса на суда на нижних складах, примыкающих к судоремонтным рекам, производится стреловыми или башенными кранами, а иногда судовыми погрузочными средствами.

Сегодня наибольшее распространение получили гидроманипуляторы. Они нашли свое применение на лесных нижних складах, где погрузка леса идет на подвижной авто состав.